«Для многих это был шок». Как сфера PR и маркетинга переживает кризис

Остановка контрактов Еще месяц назад одно за другим начали отменяться мероприятия: от крупных, будь то Российский инвестиционный форум или Петербургский международный экономический форум, до более мелких. Следом свои расходы начали секвестрировать представители ряда отраслей, которые из-за коронавируса и неустойчивости валют оказались под угрозой кризиса. Все это стало причиной шоковых настроения у PR-агентств и маркетинговых компаний. «Если брать мой личный опыт – это приостановка двух контрактов с апреля. В очень спокойном режиме, не за один день, но с предупреждением за две недели контракты были приостановлены», – рассказала «ФедералПресс» председатель Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) Лилия Глазова. По ее словам, сейчас некоторые зарубежные производители прекратили поставки товаров в России, и необходимость в маркетинговой деятельности отпала. Бюджеты на нее были заморожены, и российские подрядчики перестали оказывать услуги. Кроме этого, представители PR-отрасли испытывают все те же тяготы, что и малый бизнес. Возникают проблемы с денежными потоками, кассовыми разрывами, выплатами зарплаты сотрудникам.«Коммуникационный бизнес не отличается ни от какого другого малого и среднего бизнеса. Наверное, просьбы о помощи государству для него абсолютно идентичны – это налоговые каникулы, если говорить, что НДС нужно продолжать платить, то уменьшение, например, процентной ставки по фондам или каникулы по фондам, по страховым взносам. Это уменьшение ставок на кредиты для того, чтобы бизнес пережил этот период и смог восстановиться в каком-то более спокойном, планируемом режиме», – рассказала Глазова. «Сейчас, так или иначе, все компании и все сектора рынка испытывают стресс. Мы совершенно неожиданно оказались в абсолютно новой реальности, в условиях, которые еще полтора месяца назад никто не мог представить. Перемены касаются даже самых простых вещей, не говоря уже о бизнес-процессах: отменяются мероприятия, пересматриваются стратегии компаний, многие сокращают бюджеты», – сказал в разговоре с «ФедералПресс» исполнительный директор коммуникационного агентства «Главный советник» Борис Молодов. Адаптация к новой реальности Генеральный директор PR-агентства Art&Smart Нина Исайченко сообщила «ФедералПресс», что в последнее время вектор работы ее организации резко изменился. После того как и «рынок замер», и проекты были приостановлены, агентствам и их клиентам потребовалось оглядеться и разобраться в ситуации. «Единственной услугой, спрос на которую вырос во время первого кризисного шока, стала медиааналитика. Понять новую информационную повестку, информационные тренды было жизненно важным», – рассказала Исайченко. Вторая важная цель кризисных коммуникаций, по ее мнению, – это отношения со стейкхолдерами. Прежде всего речь идет о клиентах, сотрудниках и инвесторах. «Те компании, которые поняли, насколько важно именно сейчас, во время резкого обрушения всех привычных процессов, оставаться на связи, доносить до целевых аудиторий свою позицию, смогли не потерять их доверие. Агентства, которые сумели донести до клиентов важность прозрачной и оперативной коммуникации со стейкхолдерами, сейчас работают 24/7», – отмечает Исайченко. «Адаптироваться к новым условиям будет сложно, но, как мне кажется, возможно. Более того, в среднесрочной перспективе коммуникационный сектор даже выиграет. Адаптирующиеся к новым условиям компании будут искать новые способы коммуникации с клиентами, с обществом, новые возможности заявить о себе, появятся и новые игроки в сфере удаленного образования, онлайн ритейла, новые контентные проекты. В самое ближайшее время будут развиваться преимущественно онлайн-форматы коммуникации – это все что касается соцсетей, прямой рекламы. Вероятно, вырастет запрос на обращение к традиционным СМИ как к качественному каналу информации, но надо учитывать, что и сами СМИ будут меняться», – сказал Борис Молодов. Новые условия диктуют и новые форматы работы. Например, президент группы компаний Pro-Vision Communications Владимир Виноградов рассказал «ФедералПресс», что его организация перешла в режим хоум-офиса. При этом в онлайне буквально все: от брейнсторминга до видеоконференций. «Для нас этот переход и положительный, и отрицательный. С одной стороны, эффективность не упала, и я даже иногда подумываю, чтобы какую-то часть сотрудников и после карантина оставить дома. С другой стороны, ты не можешь на 100% перейти на хоум-офис, потому что тебе нужно подписывать документы, что-то принимать, отправлять курьеров», – рассказал Виноградов. В целом же, по мнению Виноградова, сфера digital-маркетинга пострадала гораздо меньше, чем сфера event. «В этом плане мы практически не имеем никаких просадок, а даже наоборот – многое сейчас переносится в онлайн», – отметил Виноградов. Главное – клиенты и работа По словам генерального директора Издательского дома «Мегаполис» Станислава Дейнеко, его компания начала работу над кейсами для регионального малого бизнеса. При этом услуги предоставляются без «монетарных взаимоотношений». «Поскольку мы очень много присутствуем в регионах страны, менеджеры, если у них остается время от работы с остальными клиентами, начинают помогать локальному бизнесу как-то заявлять о себе», – сообщил Дейнеко. Пока конкретных результатов нет. Новое направление в работе компании только появилось. «Объективно это важно для людей, это важно для того, чтобы сотрудники не сидели без работы. Важно – не останавливаться», – считает Дейнеко. С тем, что забота о клиентах необходима в кризисный период, соглашаются и другие представители отрасли. «Один из наших клиентов – это ретейлер. Мы предлагаем какие-то решения относительно того, как ему и его клиентам эффективнее вести себя в этой ситуации, чтобы не заразиться и никого не заразить. Клиент оценил нашу креативность и добавил какие-то части проектов и работ», – рассказал Владимир Виноградов. Опыт подсказывает, что в кризис главное – как можно быстрее перестроиться и максимально поддержать своих клиентов, уверена Нина Исайченко. При этом думать необходимо не только о своем балансе, а о том, как выжить и как развиваться клиентам в сложившейся ситуации. «Это правило касается не только рынка PR. Думаю, оно универсальное. Совместно пережитые испытания усиливают экспертизу и доверие», – уверена генеральный директор PR-агентства Art&Smart. По словам руководителя «Главного советника», преимущество окажется за теми игроками сектора, которые уже так или иначе освоили механизмы распределенной и удаленной работы, и которые придумывают новые решения постоянно. «Можно сказать, что игроки, ориентированные на работу с крупными и сверхкрупными клиентами скорее проиграют, так как их деятельность заточена под долгие заказы, под конкретную компанию, которую они часто обслуживают годами. Выиграют же те, кто привык работать с разными клиентами, и более адаптивен к разным, самым неожиданным, запросам. Что касается непосредственно нас – могу сказать, у нас нужный опыт есть, мы готовы его применять и делиться им», –резюмировал Молодов. С прогнозами на будущее руководители PR-компаний пока не спешат. По их мнению, шок от кризиса постепенно уходит. Для бизнеса наступила стадия принятия новой реальности, которую только предстоит изучить. Фото:ФедералПресс / Виктор Вытольский

«Для многих это был шок». Как сфера PR и маркетинга переживает кризис
© РИА "ФедералПресс"