Алексей Тимченко: «Гаражная амнистия – шанс на развитие территории крупных городов края»

В следующем году ожидается вступление в силу федерального закона о гаражной амнистии, который должен определить правила, по которым можно будет придать законность гаражам и тому подобным построенным нежилым сооружениями, которые в свое время были возведены самовольно либо не были оформлены в собственность по всем требованиям закона. Соответственно, после принятия такого закона часть построек будет узаконена и появится на кадастровых картах и других схемах и документах государственного учета и территориального планирования, а часть останется в «серой» зоне и будет постепенно попадать под снос, высвобождая участки под новое строительство, которых сегодня не хватает в крупных населенных пунктах, в особенности во Владивостоке. О том, что «гаражная амнистия» может дать региону с точки зрения развития территории, ИА «DEITA.RU» побеседовало с Алексеем Тимченко, председателем Приморского регионального отделения «Деловой России», общественным уполномоченным по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории Свободного порта Владивосток, Территорий опережающего развития и иных особых экономических зон. - Алексей Павлович, насколько проблема гаражного «самостроя» характерна для Приморья? - Характерна, как впрочем и для большинства других регионов страны. Наиболее остро, конечно же, эта проблема сегодня стоит во Владивостоке, где есть явный дефицит свободных площадей в городском пространстве в связи с тем, что основная городская застройка находится на полуострове Муравьева-Амурского и «расширяться» городу достаточно сложно. По официальным данным, которые озвучены в том числе и в прессе, в крае сегодня официально стоит на учете около 70 тысяч гаражей, которые поставлены на кадастровый учет и являются официально существующими капитальными сооружениями. По разным оценкам, неузаконенных построек такого типа в регионе еще примерно столько же. При этом только на территории столицы региона свыше 250 гаражно-строительных кооперативов. Но если мы говорим непосредственно про гаражи, то я бы принципиально разделил эти строения на две родовых разновидности. Во-первых – капитальные, которые в основном расположены по вершинам сопок в виде централизованных ГСК, которые строились как правило одновременно с соответствующими жилыми микрорайонами – яркие примеры это БАМ, 3-я Рабочая. Ну а во-вторых это металлические гаражи, которые в советские времена и в 90-е годы называли еще «дальзаводскими», поскольку именно на этом известном предприятии делали эти сборные конструкции. Вот именно металлические гаражи и являются большей проблемой, поскольку устанавливались на свободные участки земли даже там, где такие сооружения в принципе находиться не должны. К примеру, сегодня во Владивостоке такие сооружения можно увидеть во дворах жилых домов, на детских и спортивных площадках, на территориях промзон и свободных от строений участках земли и так далее. Во всех таких случаях возникают вопросы с законностью установки подобных сооружений, и на мой взгляд, именно на металлические нестационарные гаражи и им подобные сооружения властям нужно обращать внимание в первую очередь… - Когда мы говорим про капитальные гаражи, то практически автоматически понимаем, что основная масса ГСК – это 60-80 е годы прошлого века. Насколько эти нежилые сооружения востребованы и нужны сегодня? - Вообще, это довольно сложный вопрос. Гаражи до сих пор активно используются в рамках многих домохозяйств и являются частью быта семей – в них хранят не только и не столько автомобили, сколько различную домашнюю утварь, инструменты, заготовки и так далее. При этом есть и другая сторона медали – брошенные гаражи, бесхозные или неиспользуемые по многу лет, которые по сути становятся сооружениями, занимающими пространство, которого у нас в городской среде и так не хватает. Но повторюсь, если мы говорим про капитальные гаражи, то как правило это ГСК, то есть упорядоченные строения, официально оформленные как хозяйствующие субъекты, которые имеют определенных ответственных лиц и которые вполне могут узаконить свое существование в тех случаях, когда есть вопросы – а вопрос в основном касается на практике оформления земли под гаражами. А вот отдельно стоящие сооружения типа металлических гаражей – это уже совсем другая история, которая как правило менее прозрачная. В реалиях современного Владивостока есть немало ситуаций, когда такие строения становятся лишь частью самостроя – когда, к примеру, на земельном участке ставится железный гараж, рядом складируются какие-нибудь материалы и в итоге целая площадка или земельный участок становятся заняты – это может быть что угодно, начиная от собственно гаража или небольшого гаражного автосервиса и заканчивая пунктом приема металлолома, автостоянки, авторазборки и так далее, и далеко не всегда речь идет о «белом», законном бизнесе. Я бы сказал, что это история довольно типичная для ряда окраинных и спальных микрорайонов Владивостока. Поэтому в существующих условиях властям нужно активнее вести мониторинг ситуации на землях городских поселений и обращать внимание прежде всего на «дикие» металлические гаражи и тому подобные временные сооружения, которые нужно либо убирать, либо узаконивать… - «Гаражная амнистия» должна упростить процедуру получения всех необходимых документов на право собственности на такие сооружения. В то же время часть таких построек пойдет под снос. Выгодно ли это бизнесу, ведь освободятся земельные участки под новую застройку, которых в том же Владивостоке не хватает довольно ощутимо? - Тут тоже нужно исходить из конкретной ситуации. Конечно же, освобождение любого участка земли можно потенциально рассматривать как появление ресурса для нового строительства. Но я, даже будучи представителем бизнеса, не рассматривал бы эту ситуацию настолько узко. Ведь совсем не обязательно на освобождающихся участках что-то строить, можно превращать их в городские пространства, связанные с отдыхом и рекреацией, либо «закрывать» их малоэтажной застройкой, а не многоэтажными домами. Кроме того, особенности географии того же Владивостока показывают, что гаражные массивы расположены либо на верхних ярусах сопок, либо в других подобных местах, которые в общем-то далеко не всегда пригодны под застройку жилую, и в особенности многоэтажную. Поэтому я думаю, что гаражная амнистия – шанс на развитие территории крупных городов края, прежде всего столицы региона, но речь совсем не обязательно идет о новом строительстве, прежде всего нужно стремиться расчищать город от уродующих его сооружений, которые не только не несут общественной пользы, но и даже могут нести угрозу каким-то интересам граждан и общества… - Насколько вопросы «расчистки» городских территорий от старых и неиспользуемых зданий и сооружений в принципе актуальны? - Да, это более широкий и важный вопрос, и самовольно построенные гаражи тут – только часть проблемы, как я уже говорил выше, нередко пространство занято площадками, автостоянками, какими-то самовольными складами и местами хранения. В реалиях нашего края и города, где очень высокая плотность автотранспорта на душу населения, думаю, что нужно вести речь, в том числе, и о создании общественной инфраструктуры, ориентированной на защиту интересов автовладельцев, на организованную парковку и хранение автомобилей, в том числе многоярусных автопарковок. Кстати, если мы говорим о расчистке территории столицы региона от самостроя и ее дальнейшем использовании, то думаю, что важным направлением будет опыт крупных западных городов, а также Москвы и Санкт-Петербурга, где на таких освободившихся пространствах создаются не только новые сооружения, но и рекреационные зоны, места отдыха и так далее. Думаю, что окончательное решение должно быть найдено в конкретной ситуации властью, бизнесом и местными жителями…

Алексей Тимченко: «Гаражная амнистия – шанс на развитие территории крупных городов края»
© Deita.ru