Пандемия ударила по бизнесу: как МСП работают в условиях ограничений

В Краснодарском крае в связи с пандемией коронавирусной инфекции введен ряд ограничений, повлиявших так или иначе повлияли на все сферы предпринимательской деятельности. Некоторые компании даже выиграли в сложившейся ситуации. «ДГ. Юг» разбиралась, как местный бизнес работает в сегодняшних непростых условиях. Первой сдалась туристическая отрасль. Еще в начале марта по всему миру отменялись авиарейсы, отели отзывали брони и переставали принимать постояльцев. По предварительной оценке Ассоциации туроператоров России, если ситуация пойдет по пессимистичному сценарию и большинство направлений не откроется к сентябрю, то общий недополученный от кризиса, связанного с распространением коронавируса, доход по выездному и въездному туризму составит 37 млрд руб­лей — 25 млрд и 12 млрд соответственно. В конце марта Россия прекратила пассажирское воздушное сообщение со всем миром. Исключения — рейсы из Москвы в столицы других стран. На момент подготовки этой статьи были разрешены чартерные рейсы для вывоза иностранных граждан и возвращения из-за рубежа россиян. Транспортное сообщение между некоторыми регионами тоже решили ограничить. И даже передвижение внутри самих регионов. Туризма больше нет? Деятельность региональных туристических компаний оказалась практически полностью парализована. Как рассказала директор по развитию компании «Бест-Тур» Диана Джаббарова, продажи турпутевок в конце марта полностью остановились. Работа компании сегодня заключается в том, чтобы общаться с туристами, с которыми были ранее заключены договоры на какие-либо поездки, и предлагать различные варианты решения вопроса, например перенос даты и изменение сроков поездки, выдачу туристических ваучеров. С каждым клиентом работа ведется индивидуально. Что будет происходить дальше, не знает никто. Для этого нужно понимать, когда ситуация с коронавирусом в мире нормализуется, и, исходя из этого, планировать дальнейшую деятельность. Также пострадали компании, которые предлагали нишевые туристические продукты. Как рассказала руководитель бюро «Винные истории» Анна Бучацкая, работа компании встала совсем. «В нашем портфеле 50 % — это корпоративные заказы и еще 50 % — частные. Корпоративные отпали сразу еще и по причине того, что некоторые участники летели из других городов, а иногда и из других стран. Наши туры, как правило, были продолжениями конференций или тимбилдингов. А сейчас во всех сферах эти мероприятия отменили, а за ними — и наши туры», отметила Анна Бучацкая. Что касается частных туров, то бюро «Винные истории» обычно собирало хорошие группы на праздничные дни. А для туров одного дня сезон начинается в мае. В этом году, по словам Анны Бучацкой, в компании пока не понимают, как станут развиваться события. Туров на майские праздники может и не быть. Что будет с летним сезоном, тоже неясно. «У нас также заморожено два больших фестиваля, на которые должны были приехать любители игристых напитков из многих регионов России, — прокомментировала руководитель бюро «Винные истории». — Сейчас решили их даже не анонсировать, чтобы потом не усложнять всем жизнь с переносом даты». Продуктов хватит на всех В условиях неопределенности вырос спрос со стороны населения на продукты питания и предметы гигиены. Однако ретейлеры — надо отдать им должное — быстро сориентировались в ситуации и увеличили поставки такой продукции в свои магазины. «Мы увеличили объемы поставок социально значимых товаров со складов в магазины в 2–4 раза и скорректировали правила выкладки. Некоторые товары будут выставляться палетами, чтобы обеспечить возросший на них спрос, — подтвердили корреспонденту «ДГ. Юг» в пресс-службе Х5 Retail Group. — Вместе с этим мы отменили все отпуска, изменили график работы и вывели дополнительный персонал, перераспределили транспорт для развоза категорий товаров повышенного спроса. В режиме онлайн мониторим магазины и перенаправляем потоки товара в те из них, где фиксируем особо повышенный спрос». В пресс-службе ретейлера особо подчеркнули, что товаров на складах достаточно, цены стабильны, повышенные поставки продолжаются, и попросили покупателей взвешенно подходить к созданию запасов с учетом стабильной доступности. При нехватке товаров на полке в магазине новая поставка будет сделана в течение дня. Более того, каждые три часа в магазинах сети проходит дезинфекция помещений, часто используемых поверхностей (тележек, дверных ручек), а также вентиляционных систем. С доставкой на дом Повышенным спросом стала пользоваться услуга доставка еды на дом. Ситуацией тут же воспользовались соответствующие сервисы. «Сейчас наиболее активное время для роста. Мы видели схожую тенденцию у коллег в Италии месяц назад, затем в Москве. Сейчас наблюдаем те же процессы и в Краснодаре, — прокомментировал Иван Труфанов, руководитель по продукту в компании, специализирующейся на быстрой доставке еды Broniboy. — После развития ситуации с пандемией мы подросли по количеству новых пользователей и общему объему заказов по всем сегментам. И здесь необходимо отметить, что растет доставка не только готовой еды». По словам Ивана Труфанова, наибольший прирост показали такие услуги, как доставка продуктов и курьер по требованию. Многие клиенты, находясь в режиме самоизоляции, пользуются доставкой бизнес-корреспонденции по городу. Что касается доставки продуктов, то в компании подготовились к повышенному спросу и совместно с ключевыми партнерами — сетями «Магнит» и «Табрис» — запустили ускоренный формат доставки: магазины собирают заказ, а Broniboy доставляет. Компания получает информацию об ассортименте и наличии товаров раз в час, загружает в приложение актуальные фотографии и цены. Сейчас Broniboy работает над тем, чтобы каталог в приложении стал еще удобнее. Также здесь довольно быстро среагировали на разрешение доставки лекарств и видят рост спроса и в этом сегменте. Как отметил Иван Труфанов, в сегменте доставки готовой еды стабильно лидируют пицца, суши и бургеры, понемногу подрастают завтраки и правильная еда. Правда, этот тренд сохраняется уже около года, а не только в сегодняшних условиях. В сегменте продуктов подрос спрос на товары, которые хранятся долго, — это крупы, консервы, бытовая химия. «Основную часть нашей аудитории составляют те, для кого важны качественный сервис и вкусная еда. Наши услуги стоят немного дороже, чем у конкурентов, но мы выполняем заказы быстро и качественно, ответственно относимся к подбору курьера и сотрудников службы поддержки. Средний чек у нас довольно давно находится на отметке около 1400 рублей, — прокомментировал собеседник «ДГ. Юг». — Наша главная задача на данный момент — сделать все, чтобы сдержать цены на доставку на прежнем уровне и сделать ее доступной для максимально большого количества жителей. В конце марта мы приняли решение о расширении зоны доставки в Новой Адыгее». В компании понимают, что их курьеры контактируют с десятками людей в день и находятся в группе риска. Поэтому заблаговременно ввели бесконтактную доставку: курьеры оставляют заказ у двери и сообщают об этом по телефону. Для курьеров разработаны маски, им начали измерять температуру и выдавать санитайзеры при выходе на смену. А также полностью отключили наличную форму оплаты, снизив число непосредственных контактов. «Мы отдаем себе отчет в том, что наши главные партнеры — рестораны — сейчас, мягко говоря, не в лучшем положении, и мы должны помочь им пережить этот период, — резюмировал Иван Труфанов. — В целом в нашей отрасли сложившаяся ситуация — катализатор для бизнеса. Сильные игроки станут еще сильнее, а слабые уйдут. Такие события радикально меняют рынок доставки еды и продуктов, удаленной работы. Доставка точно будет расти». Рестораны тоже пошли по домам Рост спроса на доставку зафиксировали и в сервисе «Яндекс. Еда». Как заявили в пресс-службе компании, спрос перераспределился в сторону спальных районов. Это связано с тем, что люди стали проводить больше времени дома, а компании перевели сотрудников на дистанционный режим работы. Среднее время доставки в сервисе удерживают на уровне 33 минут. «Операционно мы готовы к увеличению спроса. В случае необходимости наши партнерские службы доставки могут выводить на линию больше курьеров, — пояснили «ДГ. Юг» в пресс-­службе. — Также мы помогаем ресторанам, которые в это сложное время теряют трафик, переориентироваться на доставку, а наши партнерские службы доставки готовы предоставить временное трудоустройство официантам и другим сотрудникам зала. За последние дни в 5 раз выросло число заявок на подключение к платформе от ресторанов, в том числе из Краснодара. В доставку начинают приходить рестораны высокой кухни, которые ранее никогда не работали в таком формате. Поэтому мы приняли решение запустить ускоренную процедуру обработки таких заявок. После предоставления всей необходимой информации ресторан сможет начать работать с доставкой в течение одного рабочего дня, стандартная же процедура занимает до семи рабочих дней. Несмотря на возросшую нагрузку на все наши службы, мы не планируем повышать комиссии для ресторанов. На время сложной ситуации мы также дадим возможность подключаться к сервису по модели маркетплейса с доставкой собственными силами ресторана». Так же как и в Broniboy, в «Яндекс. Еде» нет наличного расчета и все заказы доставляются бесконтактно. Курьер кладет заказ на термосумку и отходит на расстояние нескольких метров, пока клиент забирает доставленное. Все курьеры получили рекомендации по профилактике вирусных заболеваний, а средства дезинфекции бесплатно выдают в офисах курьерских служб. Кроме того, «Яндекс. Такси», «Яндекс. Еда» и «Яндекс. Лавка» формируют фонд, направленный на финансовую поддержку водителей и курьеров. Решение об этом уже одобрено Советом директоров MLU BV (совместная компания Yandex N.V. и американской Uber International C.V. на рынке таксомоторных перевозок в России и странах СНГ. — Прим. ред.). Средства из фонда будут направлены на выплаты тем, у кого диагностировали коронавирус, и тем, кто помещен на карантин из-за контактов с зараженными. Услугу доставки еды вынуждены осваивать и сами заведения общественного питания. Как рассказали основатели бургерной «Краснодарский парень» Евгений Четвергов и Юрий Рой, количество клиентов в их заведениях в последние 10 дней марта уменьшилось примерно на 25% по сравнению с предыдущими неделями. До этого работали в штатном режиме. Цены пока не трогали, но будут оптимизировать себестоимость, общаться с арендодателями, чтобы пошли навстречу в связи со сложной ситуацией. И будут ждать от правительства моратория на оплату коммунальных услуг и налоговых каникул. В заведениях сети разработали собственную фишку по доставке еды на дом — фабрику-кухню. По словам основателей «Краснодарского парня», во время карантина клиенты смогут заказывать сырые бургеры на дом и готовить их самостоятельно. Евгений Четвергов и Юрий Рой в целом настроены оптимистично: «Будем подстраиваться под все изменения и не собираемся опускать руки. Мы с первого дня работаем в некомфортных для себя условиях, поэтому у нас и есть результат». Пандемия не повод для страхования Также редакция «ДГ. Юг» постаралась выяснить, как сказалась ситуация с распространением коронавируса на рынке страховых услуг, и обратилась в страховые компании. Заместитель директора департамента методологии и андеррайтинга ДМС ПАО «СК «Росгосстрах» Ольга Купцова на наш запрос ответила, что компания не разрабатывала специальных страховых продуктов «против коронавируса», так как инфекционные заболевания (в том числе такие, например, как грипп, ОРВИ, пневмония) входят в стандартное покрытие программ по добровольному медицинскому страхованию (ДМС). То есть все эти заболевания покрываются стандартными программами как по ДМС, так и по страхованию медицинских расходов клиентов, выезжающих за рубеж. В компании пока вообще не заметили изменений в структуре продаж продуктов. Динамика ровная, и информационный фон пока никак на нее не повлиял, пояснила директор по маркет-менеджменту, член правления компании «Росгосстрах Жизнь» Наталья Белова. Но здесь ожидают повышения интереса к продуктам и полисам накопительного страхования жизни, которые можно дополнить опциями по желанию клиента, начиная со страхования от онкологии и заканчивая страхованием от получения травмы и потери возможности платить ипотеку. Делать продукты в специальной маркетинговой оболочке в компании на данный момент не планируют. Большинство продуктов так или иначе покрывает все риски, связанные с коронавирусом. Однако «Росгосстрах Жизнь», по словам Натали Беловой, активно работает над актуальными сервисами, которые в текущих реалиях позволят клиентам получать обслуживание удаленно. Кроме того, страховщик планирует разработать новые клиентские стратегии для инвестиций, чтобы клиенты смогли сохранить сбережения, захеджировать финансовые риски. «Людям будут нужны и антикризисные продукты, и те, которые начнут активно работать на них в восстановительный период», — пояснила Наталья Белова. Как будет развиваться ситуация с распространением коронавируса на Кубани и в стране в целом, спрогнозировать не берется никто. Экономистам еще предстоит подсчитать общий ущерб от пандемии. Очевидно одно: выжить смогут те предприятия, у которых есть хотя бы минимальный запас прочности и которые быстро сориентируются в ситуации. P. S. Спикеры и представители компаний, представленных в статье, опрашивались до введения в Краснодарском крае карантина.

Пандемия ударила по бизнесу: как МСП работают в условиях ограничений
© Деловая газета.Юг