«Мы продлеваем ставки по вкладам и реструктуризируем займы». Как Сбербанк помогает людям и бизнесу

- Татьяна Михайловна, Игорь Викторович, прежде всего, хотелось бы спросить о том, как сейчас работают отделения Сбербанка в Сибири и Новосибирске? И как ведут себя ваши клиенты в связи с нынешним положением дел? ТМ: Отвечу сначала на вторую часть вопроса. Мы не наблюдаем какого-то сильного изменения поведения у населения. Выдача наличных у нас снижается – последнее время клиенты все чаще предпочитают пользоваться безналичными способами оплаты. Что касается работы филиальной сети, то в период выплаты пенсий и платежных дней по жилищно-коммунальным платежам Сибирский банк принял решение вывести практически всю филиальную сеть в штатный режим работы. Всего в Сибири мы имеем около 1,5 тысяч отделений Сбербанка. Сибирский банк решил, что в период пиковой нагрузки до 100% отделений будут работать в режиме, приближенном к штатному. Каждый офис Сбербанка оснащен защитными масками, санитайзерами, а во внутренних помещениях наклеены ограничения по соблюдению социальной дистанции. Во всех отделениях банка проводится регулярная уборка с использованием средств дезинфекции. - Игорь Викторович, сколько офисов из полутора тысяч находятся в Новосибирской области? ИВ: Новосибирское головное отделение Сбербанка – это 240 офисов, практически все обслуживают клиентов в штатном режиме. В то же время, мы рекомендуем клиентам в Новосибирске, Сибири и по всей России отдавать предпочтение онлайн-услугам, благо сейчас в режиме 24/7 в Сбербанк Онлайн можно совершить практически любую операцию. Клиенты могут переводить денежные средства клиентам Сбербанка и других банков, оплачивать ЖКХ, связь и другие услуги, оформлять и погашать кредиты, проверять баланс, открывать и пополнять вклады, открывать дебетовые и кредитные карты и пользоваться ими сразу, не получая пластика, устанавливать и менять пин-код, подать заявку на ипотеку и сопровождать уже взятый ипотечный кредит, обменивать валюту и многое другое. - Татьяна Михайловна, в начале интервью Вы упомянули про то, что люди стали чаще платить безналом. Можете рассказать об этом подробнее? ТМ: На самом деле, все очень просто: безналичная оплата и более удобна, и намного более безопасна. Из опасений заражения граждане предпочитают рассчитываться картами, в особенности, бесконтактными, или используя Apple Pay и Samsung Pay. Этот тренд находит отражение в нашей статистике: впервые доля покупок с карты в общих расходах россиян превысила 50% в 4-м квартале 2019 и составила 50,4%. По итогам марта, основываясь на данных исследований Сбербанка (СберДанные), доля покупок по карте составляет уже 53,1%. За первую неделю апреля безналичный оборот и вовсе прирос еще на 8 п.п., и мы ожидаем, что процент платежей картой в апреле будет только увеличиваться. Самым безналичным регионом Сибирского банка оказалась Томская область, где доля безналичных покупок составила 58% по итогам марта. Наиболее динамичные в контексте данного показателя регионы присутствия Сибирского территориального банка - Кемеровская область и Республика Тыва, где доля приросла примерно на 5 п.п. год к году. - Какие еще инструменты поддержки в настоящее время доступны клиентам Сбербанка? ТМ: Во-первых, нововведения касаются вкладов. По всем вкладам, срок действия которых заканчивается в период с 30 марта по 5 мая, Сибирский банк будет начислять проценты по текущим ставкам вплоть до 6 мая. Клиенты, у которых в настоящий момент действуют промовклады, также будут получать проценты по повышенной промоставке до 6 мая. И во-вторых, Сбербанк бесплатно продлевает договоры аренды индивидуальных сейфов до 6 мая 2020 года. Все договоры аренды, заключенные для хранения ценностей, заканчивающиеся в период с 01.03.2020 по 5.05.2020 включительно, будут продлены банком автоматически. При этом, учитывая текущую ситуацию, банк увеличил с 20 до 35 дней сроки вскрытия сейфов при возникновении просрочки выполнения условий договора. - Вне всяких сомнений, бизнес и, в особенности, представители малого и среднего предпринимательства существенно пострадали из-за режима самоизоляции. Какие решения вы предлагаете вашим корпоративным клиентам? ТМ: Мы предлагаем сразу несколько опций. Так, Сбербанк разработал специальную программу по реструктуризации кредитов заемщиков, относящихся к отраслям, наиболее пострадавшим от COVID-19. Данная программа касается всех сегментов: от крупнейших клиентов (для отдельных отраслей, которые относятся к следующим подотраслям: транспорт, гостиничная и торговая недвижимость, сфера услуг, производство строительных материалов, розничная и оптовая торговля товарами выборочного спроса, образование, спорт, деятельность учреждений культуры и искусства) до клиентов малого бизнеса (для всех отраслей). Принятая банком программа позволит в кратчайшие сроки реализовать оперативные решения по мерам поддержки таких заемщиков. По малому и микробизнесу принято решение об упрощенном механизме реструктуризаций — предоставление отсрочки на срок до 6 месяцев по кредитам клиентов, пострадавшим от влияния коронавирусной инфекции. Также на срок до 6 месяцев банк готов не предъявлять санкции к клиентам малого и микробизнеса в случае неисполнения ими других обязательств по кредитным договорам (речь идет о страховании, регистрации обеспечения, поддержании оборотов по счетам, предоставлении документов, выполнении финансовых показателей и так далее).Кроме того, с 8 апреля мы осуществляем прием заявок на кредиты под 0% на зарплату по государственной программе. Данные кредиты предназначены для малого и микробизнеса в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ и предоставляются только клиентам пострадавших отраслей. Кредит выдается на срок до 12 месяцев с предоставлением отсрочки основного долга на 6 месяцев, при этом ставка по кредиту составляет 0% на период 6 месяцев. Сибирского банка за первые два дня оформили 40 таких заявок, и уже был выдан первый такой кредит – в Кемеровской области. ИВ: Также добавлю, что Сбербанк разработал множество сервисов по переводу бизнес-процессов в удаленный формат: цифровая бизнес-карта, CRM-система, дистанционное управление торговлей и еще целый ряд других возможностей. И, конечно, стоит сказать о том, что мы отменили плату за сервисное обслуживание терминалов и онлайн-касс Сбербанка как минимум до 31 мая. Это очень масштабное нововведение: у нас очень большая и развитая сеть эквайринга в городах присутствия и даже в удаленных регионах. ТМ: Если говорить про Сибирский банк, то всего это 256 тысяч терминалов для бесконтактной оплаты. - Хочется еще спросить про безопасность пользования картами и онлайн-услугами. Можете дать нашим читателям несколько советов? ИВ: Мы уделяем особое внимание вопросам безопасности и работаем в этом направлении бесперебойно. В Сбербанке работает система фрод-мониторинга, которая с высокой эффективностью защищает клиентов от разного рода попыток мошеннических действий. Система, основанная на искусственном интеллекте, позволяет в режиме реального времени контролировать операции физических и юридических лиц как внутри сети банка, так и во внешней сети и в другие кредитные организации, и заблокировать транзакции, которые вызывают подозрения. ТМ: Хотелось бы еще сказать, что мошенники подстраиваются под обстоятельства, и текущая ситуация – не исключение. Как говорил в недавнем интервью Станислав Кузнецов (прим. заместитель Председателя Правления Сбербанка) рассказывал о новых схемах, самая популярная из которых – "компенсации за ущерб от вируса". Это когда злоумышленники предлагают получить социальные выплаты и материальную помощь, тем самым собирая информацию о картах и персональные данные. Иными словами, преступники чаще «взламывают» человека, а не систему защиты. Поэтому очень важно соблюдать простые правила, мы называем их финансовой гигиеной. Пользуйтесь только официальным сайтом sberbank.ru и нашими мобильными приложениями Сбербанк Онлайн, своевременно обновляйте антивирусное программное обеспечение. Ни в коем случае не нужно выполнять инструкции людей по смс или по телефону, т.к. сам факт инструкций вроде предоставления пин-кода, cvv-кода или номера карты прямо указывает на мошеннические действия. На нашем сайте, к слову, есть целый раздел, посвященный этой теме, с перечнем рекомендаций и даже различными сценариями, которые используют злоумышленники. И, главное, помните: сотрудники банка никогда не звонят и не просят сказать данные карты! Фото: пресс-служба Сбербанка

«Мы продлеваем ставки по вкладам и реструктуризируем займы». Как Сбербанк помогает людям и бизнесу
© РИА "ФедералПресс"