Коронавирус заклевал рыбаков. На кону миллиарды

Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) подготовило справку неотложных мер по сохранению финансовой устойчивости рыбной отрасли, сообщает KONKURENT.RU. В перечне восемь предложений, которые фактически должны перекроить все рыбное законодательство, но зато позволит рыбакам высвободить миллиарды рублей. ВАРПЭ предлагает внести в Приказ Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. № 634 «О порядке назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов» положения, предусматривающие применение при осуществлении государственного ветеринарно-санитарного контроля риск-ориентированного подхода (лабораторные исследования выборочно в отношении вида продукции из одного вида водного биоресурса из одного района промысла)». По оценке ВАРПЭ, это позволит сократить издержки предприятий на 116 млн руб. и минимизировать контакты между людьми, что в условиях распространения коронавируса сегодня является актуальным. По предварительным данным ФГБУ «НЦБРП», которое занимается проведением лабораторных исследований рыбной продукции, в 2019 г. было взято 8 213 образцов различной продукции и проведено 40 280 лабораторных исследований. За год количество лабораторных исследований возросло на 32,16%. «Расходы на лабораторные исследования составляют около 353,3 млн руб. в год, а в настоящее время практика проведения лабораторных исследований создает высокий риски распространения эпидемии», - считают в ВАРПЭ. Другое предложение – обеспечить внедрение электронного промыслового журнала, который позволит упростить передачу судовых суточных донесений и оформление электронных ветеринарносопроводительных документов в ФГИС «Меркурий», оперативно вносить изменения и дополнения в разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, сэкономить затраты рабочего времени и транспортные расходы на доставку разрешений, облегчит ведение документации о промысловой деятельности рыбохозяйственных предприятий. «В связи с необходимостью доставки оригиналов разрешений из территориальных управлений Росрыболовства на суда с использованием автомобильного, воздушного и морского транспорта, рыбопромышленные компании несут дополнительные затраты. Наибольшие издержки оказываются у предприятий Дальневосточного и Северного рыбохозяйственных бассейнов, которые суммарно добывают свыше 80% национального вылова водных биоресурсов», - заявляют в ассоциации. Суммарные затраты предприятий на доставку разрешений составляют 47 млн руб. в год, при этом половина указанной суммы – транспортные издержки, так как некоторым компаниям приходится использовать дорогостоящие услуги по перевозке разрешений вертолетом из-за невозможности оперативно забрать разрешение на вылов иным способом. Третий момент: ВАРПЭ предлагает с 1 апреля 2020 г. временно, на период действия чрезвычайных мер по преодолению эпидемии коронавируса, разрешить рыбопромысловым судам применять при заходе в российские порты таможенный режим переработки (без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин). «Остаток неосвоенной до конца 2020 г. квоты для добычи водных биологических ресурсов составляет 860 тыс. тонн. При этом 82 российских судна, приобретенные или прошедшие капитальный ремонт или модернизацию за рубежом, не прошли процедуру для выпуска для внутреннего потребления при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Согласно действующего законодательства указанные суда при заходе в порты Российской Федерации должны пройти таможенное оформление с уплатой таможенной пошлины, которая составляет 25% стоимости судна или стоимости капитального ремонта (или модернизации), проведенного за рубежом. Указанное требование наряду с уплатой 20% НДС приведет к необходимости единовременной уплаты российскими рыбопромышленными предприятиями 3,4 млрд рублей», - объяснили в ВАРПЭ. Еще одна идея, которую лоббирует ВАРПЭ, касается перегрузов в территориальном море Российской Федерации. «С 27 января 2019 г. вступили в силу законодательные нормы, которые запрещают перегрузы рыбной продукции на транспортные суда в территориальном море Российской Федерации в случае неблагоприятных погодных условий. В результате добывающие суда вынуждены ждать прекращения штормовых условий и прибытия транспортных судов для осуществления перегруза, что влечет за собой существенную потерю промыслового времени и финансовые потери в размере 3,5 млрд рублей», - подсчитали в ассоциации. Пятое условие, выдвигаемое ВАРПЭ, - отменить избыточное требование по прохождению контрольных пунктов (точек) для российских судов, что позволит избежать потери рыбопромыслового времени и использовать его непосредственно для вылова водных биоресурсов. «В Дальневосточном, Северном и Западном рыбохозяйственных бассейнах российские рыбопромысловые суда осуществляют переход через географические координаты 5780 раз в год, что приводит к непроизводительным расходам в размере свыше 177 тыс. судочасов в год (более 3,2% общих судочасов рыбопромышленного флота). Суммарный пробег рыбопромысловых судов увеличивается на 1 млн км (более 6 2,2% годового пробега рыбопромысловых судов). В целом предприятия отрасли при выполнении данного требования несут издержки в размере от 12 до 14,2 млрд рублей ежегодно», - написали в ВАРПЭ. ВАРПЭ также предлагает исключить требование об ответственности инвестора за нарушение сроков при реализации проектов по строительству рыбопромыслового судна в случае полного и своевременного исполнения графика оплаты. По оценке ассоциации, к концу 2025 г. российские верфи должны завершить строительство 43 рыбопромысловых судов: 18 судов – для ведения промысла в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 25 судов – в Северном рыбохозяйственном бассейне. В случае невыполнения судостроительными предприятиями сроков строительства рыбопромышленные предприятия могут быть лишены инвестиционных квот (400 тыс. тонн). «При этом график оплаты неукоснительно выполняется рыбопромышленными предприятиями и в настоящее время произведена оплата более 50% от общего объема инвестиций (166 млрд рублей)», - заявляют в ВАРПЭ. Седьмое - ВАРПЭ предлагает внести изменения в постановления правительства, регулирующие предоставление инвестиционных квот под банковские гарантии. С учетом строительства 42 рыбопромысловых судов и 26 рыбоперерабатывающих заводов различных типов и процентной ставки за предоставление банковских гарантий, колеблющейся от 1,5% до 2,8% в год от суммы самой гарантии, общие расходы на обслуживание для инвесторов за 6 лет (максимальный ожидаемый срок до окончания реализации инвестиционных проектов) могут составить от 2 до 2,95 млрд руб. ВАРПЭ просит исключить требование об ответственности инвестора-рыбопромышленного предприятия за нарушение сроков реализации проектов в случае полного и своевременного исполнения инвестором графика оплаты. Последний пункт предложений ВАРПЭ касается ограничительных мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции и снижения курса рубля по отношению к доллару США и евро вместе с экономическими санкциями иностранных государств. Данный обстоятельства, по мнению рыбаков, приведет к удорожанию и увеличению сроков строительства судов-краболовов на верфях Дальнего Востока. В целях снижения экономического ущерба ВАРПЭ предлагает ускорить издание постановления правительства о субсидировании 20% стоимости строительства судов-краболовов и внести в нормативные правовые акты, регулирующие добычу (вылов) крабов в инвестиционных целях, изменения в части увеличения сроков строительства судов-краболовов с 5 до 7 лет.

Коронавирус заклевал рыбаков. На кону миллиарды
© Konkurent.ru