В России нашли лишний металлургический комбинат. Кому грозит простой московских строек

На стройку вход воспрещен 18 апреля губернатор Московской области Андрей Воробьев подписал постановление, согласно которому на период до 1 мая приостанавливается строительство зданий и инженерных сооружений. Тем самым он продлил ранее установленный им мораторий на строительные работы. Одновременно с ним мэр Москвы Сергей Собянин своим указом тоже продлил до 1 мая мораторий для строительных проектов в столице, за исключением возведения объектов связи и медицины, работ по прокладке метрополитена. Данные решения руководителей двух важнейших регионов России отрицательно влияют как на положение дел девелоперов, так и объемы их заказов для металлургических компаний. Недаром сразу несколько лоббистских объединений – Ассоциация инвесторов Москвы, Ассоциация застройщиков Московской области, Клуб инвесторов Москвы и ассоциация «Русская сталь» – направили письмо председателю правительства России Михаилу Мишустину, попросив в нем разрешения возобновить строительство. В противном же случае они будут нести убытки. Инвестиции – большие, долги – еще больше Среди металлургических компаний, явно имеющих финансовые потери от простоя московских и подмосковных строек, следует выделить Промышленно-металлургический холдинг (ПМХ), управляющий комбинатом «Тула-Сталь» (официальное название – «Тулачермет-Сталь») и еще несколькими металлургическими и добывающими активами, расположенными в разных регионах России. На сегодняшний день «Тула-Сталь» является самым современным предприятием в отечественной черной металлургии: он был открыт летом прошлого года. «Тула-Сталь» выплавляет сталь из чугуна, поставляемого ей расположенным по соседству заводом «Тулачермет» (тоже подконтрольного ПМХ) и выпускает из нее различные виды сортового проката (арматуру, уголки, швеллеры, двутавровые балки), используемые для нужд строительного комплекса. Его мощность составляет 1,8 млн тонн стальной продукции в год. Однако «Тула-Сталь» фактически является головной болью для ПМХ. Его возведение продолжалось много лет и потребовала огромных инвестиций – порядка 55 млрд рублей. Из-за него финансовое состояние ПМХ оставляет желать лучшего – по итогам 2019 года его общий долг составил 69,47 млрд рублей (снизившись к уровню 2018 года на ничтожные 5 %) при выручке 86,764 млрд рублей. То есть быстро расплатится по долгам для ПМХ будет крайне затруднительно, поскольку тогда он будет убыточным. На запросы «ФедералПресс», направленные по электронной почте вице-президенту ПМХ по стратегии и коммуникациям Сергею Фролову и начальнику управления интегрированных коммуникаций Виталию Малому, комментариев получено не было. Отдых не нужен По мнению отраслевых экспертов, «Тулу-Сталь» подвела ее территориальная близость к столичному региону и ориентация на его рынок. «Тула-Сталь» в силу близости к Москве имеет основной рынок сбыта в столице и страдает от введения моратория, как и большинство других подрядчиков девелопмента в центральной части страны. На долю арматуры приходится свыше половины ее выпуска проката», – указывает Валерий Емельянов, аналитик «Фридом Финанс». Он добавил, что вследствие заморозки строек «Тула-Сталь» может потерять двухнедельную выручку или порядка 40 млн рублей. Для предприятия, которое окупится нескоро, подобная сумма более чем солидная. Старший директор АКРА Максим Худалов еще более пессимистичен. «На долю Москвы и Подмосковья приходится 15 % от общего объема потребления строительного проката в России. Бездействие в них строителей в течение месяца обернется потерей до 500 тыс. тонн проката, который надо куда-то продать. Все это усиливается проблемой доступа девелоперов к деньгам – раньше они могли распоряжаться средствами дольщиков, теперь же им приходится брать кредиты у банков под обеспечение в виде эскроу-счетов, куда дольщики кладут деньги», - говорит он. По его мнению, в сложившейся ситуации простой строек просто губителен. Сегодня металлурги вынуждены даже отгружать сталь без оплаты и «Тула-Стали» по всей видимости очень нелегко. Спад же заказов на прокат, производимый «Тула-Сталью», по цепочке влечет за собой трудности для остальных предприятий ПМХ. Из-за него может снизиться выплавка чугуна на «Тулачермете» (для него «Тула-Сталь» – основной потребитель) и добыча железорудного сырья на «КМАруде». Карантин может затянуться В настоящее время ходят слухи о продлении карантина в Москве и Московской области до конца майских праздников. Если он и вправду 30 апреля не закончится, то нельзя сбрасывать со счетов (хотя бы теоретически) возможность остановки «Тула-Стали». Правда, пока отраслевые эксперты считают, что она может быть недолгой. «На неделю или две – более чем реально. На срок от месяца и более маловероятно», – допускает Валерий Емельянов. Тем не менее возможность затягивания карантина сбрасывать со счетов нельзя, ведь количество больных коронавирусом растет и перелома в развитии эпидемии не наблюдается. При таком сценарии карантин может продлится и до конца мая, и до середины июня. Тогда будет труднее всем без исключения металлургическим предприятиям, поставляющим стальной прокат для столичных строек. «Продолжительная остановка строительных работ в Москве и Московской области может привести к тому, что металлурги начнут переориентироваться на поставки продукции в другие регионы страны, где столь жёстких мер не введено. Кроме того, они могут стремиться увеличить экспортные поставки. Вместе с тем, не исключено, что им потребуется сократить часть производств», – размышляет Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент». Cходную точку зрения высказал Максим Худалов: «Для крупных металлургов есть возможность переключиться на экспорт, однако, продукция «Тула-Стали» пока не очень хорошо представлена на международных рынках». Тут правильнее сказать, что она совсем не представлена – отгрузки со дня запуска «Тула-Стали» шли исключительно на внутренний рынок. Облегчения ждать не приходится Положение «Тула-Стали» осложняется подаваемыми к ней исками. Согласно картотеке арбитражных дел, за неполные четыре месяца 2020 года в суды поступило 28 исков против нее. Суммы исков немаленькие: фирма «СПМ Лидер» хочет взыскать с 10,196 млн рублей, Сталепромышленная компания – 3,482 млн рублей, Магнитогорский институт по проектированию металлургических заводов – 34,047 млн рублей, «Индустрия-Сервис» – 5,602 млн рублей. И никого из истцов не волнуют проблемы предприятия. Возобновление строительных работ в Москве и Московской области особого облегчения «Тула-Стали» в долгосрочном плане не принесет (стройки буксуют по всей стране). Спрос на жилье, уменьшившийся сейчас на 30 %, к концу карантина может обрушиться еще сильнее – на 50-70 %. Для примера – у крупнейшего московского девелопера группы «ПИК» за первую половину апреля продажи квартир снизились на 65 %. Не допустить стагнации жилищного строительства призвана анонсированная 16 апреля президентом Владимиром Путиным программа льготной ипотеки под 6,5 % годовых. К сожалению, против нее «играет» общее уменьшение покупательной способности населения из-за эпидемии коронавируса и роста безработицы, колебаний рубля. Ожидать быстрого выхода экономики нашей страны из кризиса преждевременно. На рынке же стального проката для нужд строительства явный переизбыток предложения (существующие мощности превышают потребление в два раза) и «Тула-Сталь» на нем – лишний игрок, ее конкуренты – «Евраз», «Северсталь», группа НЛМК, завод «Балаково» – способны предложить покупателям гораздо более выгодные условия. Поэтому выйти в 2020 году на проектную мощность «Тула-Сталь» точно не сможет, зато шансы на банкротство у нее и владеющего ею ПМХ довольно приличные: слишком уж низкая у «Тула-Стали» будет загрузка и чересчур много долгов у нее и ПМХ. Фото: pxhere.com

В России нашли лишний металлургический комбинат. Кому грозит простой московских строек
© РИА "ФедералПресс"