«Объем малых госзакупок будет только расти». Госзаказ позволит бизнесу пережить кризис

В связи с коронавирусом правительство и министерства разработали законы, которые в дальнейшем облегчат закупки для заказчиков и поставщиков. В частности, был создан Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ, который касается госзакупок путем заключения прямых договоров с единственным поставщиком. Как было раньше? Заказчик был вправе закупать товар, работы или услуги у единственного поставщика путем заключения прямых договоров, а максимальная цена такого контракта не могла превышать 300 тыс. рублей. Как считать объем закупок по такому пункту заказчик решал самостоятельно. Сумма всех таких контрактов не должна превышать 5 % от совокупного годового объема закупок, либо должна быть не более 2 миллионов рублей. Заказчик мог заключить контракт с поставщиком напрямую без посредничества электронных площадок, к примеру, просто обменявшись подписанными контрактами через электронную почту, а после передать друг другу оригиналы. С апреля 2019 года государственные заказчики федерального уровня и их подведомственные организации должны использовать для совершения малых закупок площадку «Березка», разработанную госкорпорацией «Ростех». Как сейчас? Максимальная сумма закупок у единственного поставщика в электронной форме на электронных площадках была увеличена до 600 тыс. рублей. С 1 июля 2020 года эта сумма возрастет до 3 млн рублей. Также принятый закон увеличивает процентную долю закупок малого объема с 5 до 10 %, что существенно облегчит жизнь заказчиков, в частности тех, которым нужно получить товар в кратчайшие сроки, а проводить конкурентную закупку слишком долго. Из-за этого заказчики, в особенности районные учреждения сильно превышали максимальный порог «быстрой» закупки, за что получали штрафы, указывает статистика. Кроме того, данная мара позволит не плодить большого количества таких контрактов, тем самым уменьшая объем трудовых затрат для заказчика. Как бизнес может выиграть от этого? Оператор электронной торговой площадки «РТС-тендер» в комментарии «ФедералПресс» рассказал, что в ближайшее время сегмент электронной коммерции, будет расти. Такую тенденцию уже можно проследить, анализируя данные «РТС-маркета», который агрегирует закупки малого объема как государства и госкомпаний, так и коммерческие. «Простой вход и упрощенная процедура могут привлечь многих субъектов малого и среднего предпринимательства, которые работали в оффлайне и у которых нет денег, чтобы быстро запустить свой маркетплейс», – отметил представитель оператора. По мнению «РТС-тендера», сложившаяся ситуация вынуждает предпринимателей активно искать новые рынки сбыта, потому что оффлайн сейчас полностью парализован из-за карантинных мер. Чаще всего представители бизнеса идут 2 путями. Первый путь – запустить свой маркетплейс, как сделали магазин мебели Hoff, группа компаний «Обувь России» и другие. Второй вариант – обращаться к существующим площадкам электронной торговли формата b2c, вроде «Беру», Wildberries и Ozon. Так поступили магазины электроники «М.Видео – Эльдорадо» и оператор Yota. Ввиду резкого увеличения популярности подобны интернет-площадок нагрузка на маркетплейсы стала колоссальной, а что жаловались сами представители таких площадок. По мнению «РТС-тендер», не таким очевидным для предпринимателей и оттого более удачным вариантом из-за пока невысокой конкуренции может стать переход на b2b маркетплейсы и сфера госзаказа. На данный момент объем закупок малого объема оценивается в 1 трлн рублей только по 44-ФЗ. В дальнейшем, считают аналитики, он будет расти за счет сегментов 223-ФЗ и коммерческих закупок, а также за счет законодательного увеличения закупок малого объема с 300 тыс. до 3 млн рублей. Процедура проведения закупки в таком формате, опираясь на новое законодательство, достаточно проста, отчего государственные заказчики, вероятно, повысят свою активность в этом сегменте. Также в ближайшей перспективе прогнозируется еще большее развитие этого рынка: законодательно поднят порог для закупок малого объема с 300 тыс. до 600 тыс. рублей. Учитывая простоту проведения закупки, многие государственные заказчики повысят свою активность именно в этом сегменте. Сегодня ежедневно публикуется более 4 тыс. закупок малого объема по 44-ФЗ и 223-ФЗ, на одного поставщика может приходиться до сотни релевантных предложений на всей территории России. В сравнении с прошлым годом показатели выросли вдвое. «То есть предпринимателям не нужно тратить деньги на продвижение, условно, как в Avito – зашел, нашел закупку и подал предложение. Или можно разместить свои прайс-листы и ждать заказы. Рынок госзакупок хоть и несколько сократился, но он никуда не денется, потому что твой заказчик – государство. При этом работа с государством – это всегда гарантия оплаты», – отметили в «РТС-тендер». Фото: pxhere.com

«Объем малых госзакупок будет только расти». Госзаказ позволит бизнесу пережить кризис
© РИА "ФедералПресс"