Оборот малого и среднего бизнеса в России за апрель рухнул вдвое. Хуже всего дела в Москве

Оборот малого и среднего бизнеса в апреле упал на 54% по сравнению с прошлогодним результатом, сообщила ИТ-компания «Эвотор» (производитель онлайн-касс). Причем в Москве, где действуют более жесткие ограничения из-за коронавируса, падение достигло 79%. Причем падение спроса у предприятий МСБ началось еще в марте: торговые точки потеряли 10% от своей прошлогодней выручки. Сильнее всего пострадали сегмент торговли непродовольственными товарами, модная индустрия и сфера услуг. Так, в апреле выручка фитнес-центров упала на 90% (в марте ― на 19%), магазинов одежды ― на 88% (в марте ― на 28%), обуви― на 87% (в марте ― на 41%), салонов красоты ― на 85% (в марте ― на 22%), стоматологий ― на 72% (в марте ― на 9%). Оборот турагентств упал на 89% (в марте ― на 55%), мини-гостиниц ― на 72% (в марте ― 25%), магазинов домашнего текстиля — на 77% (в марте ― 14%), оптики ― на 72% (в марте ― 20%), магазины цветов ― 65% (в марте ― 6%), ювелирные магазины ― 52%, пекарен — на 43%. Оборот магазинов электроники снизился на 52%, магазинов стройматериалов ― на 51%, хозяйственных магазинов ― на 38%, магазинов канцтоваров ― на 42%, зоомагазинов ― на 36% (в марте ― на 11%). Россияне стали экономить и на товарах повседневного спроса. Так, обороты несетевых супер- и минимаркетов уменьшились на 30%, специализированных продуктовых лавок и алкомаркетов ― на 16%, табачных киосков ― на 29%. От пандемии пострадали практически все сегменты малого бизнеса. Сейчас список пострадавших отраслей составляется на основе кодов ОКВЭД. Но есть более объективные критерии оценки ущерба от кризиса. В список господдержки необходимо включать все предприятия, принудительно закрытые государством, а также предприятия, выручка которых упала в апреле 2020 года более чем на 30% относительно средневзвешенной выручки за месяц в 4 квартале 2019 года, ― говорит генеральный директор «Эвотор» Андрей Романенко.