Паспорт региона: Приморский край - золотая жила, которую никак не разработают

Дальше Байкала, ближе Сахалина Приморский край расположен на юге Дальнего Востока, практически на одной широте с Крымом. Он вплотную граничит с Китаем и Северной Кореей, а с юга и востока омывается Японским морем. Площадь региона – около 164,7 тысяч километров, однако живет здесь чуть меньше двух миллионов человек. Большая часть из них выбрали для жизни Владивосток – столицу региона. Бюджет региона, учитывая помощь из федерального центра, в 2019 году составил 134 млрд рублей. Краевое правительство получило несколько десятков миллиардов рублей на строительство новых школ, больниц, дорог, стадионов и даже домов культуры. Всего в Приморье 12 городов, 26 поселков и множество сел. Заброшенные деревни в регионе не появлялись еще с середины XX века. История Приморского края, который мы знаем, началась в 1861 году, когда российское правительство открыло Амурскую и Приморскую области для крестьян. Каждый желающий мог приехать в эти регионы, получить большой участок земли и 10 лет не платить налоги. Сюда хлынули тысячи людей, которые хотели начать новую жизнь. Благодаря этому в регионе сложилось такое национальное и конфессиональное разнообразие. Люди здесь нашли не только податливую землю, но также множество залежей полезных ископаемых. Благодаря этому с самых первых лет в Приморье начало развиваться не только рыболовство, но и промышленность. Много значил еще и климат и построенная со временем Транссибирская магистраль. Добраться из Москвы до Владивостока стало возможно напрямую, а климат оказался не такой суровый. Летом тут тепло, что благоприятно отражается на развитии туризма – только в 2019 году побывал почти миллион человек. Как в Приморье зарабатывают деньги Промышленным регион был и остается до сих пор. Около 27 % местных жителей работают на крупных производствах. Треть регионального валового продукта также обеспечивает именно промышленность. В Приморье развито судостроение и судоремонт – работает несколько крупных верфей, которые выполняют и государственные заказы. Здесь же расположен вертолетный завод «Прогресс», уже давно дышащий на ладан из-за отсутствия заказов. В регионе активно добывают каменный уголь, бор, вольфрамовые концентраты и свинец, висмут и серебро. Например, в Дальнегорске расположено предприятие «Дальполиметалл», которое специализируется на добыче свинцово-цинковых руд. ОАО «Лермонтовская горнорудная компания» занимается добычей и переработкой вольфрамовых руд. Месторождения плавикового шпата осваивает АО «Русская горнорудная компания». В Приморье выращивают овощи, добывают рыбу, производят молочные продукты – проще сказать, чего здесь не производят. Однако многое все равно приходится завозить из-за рубежа – китайские овощи и фрукты компенсирует дефицит продуктов. Всего в регионе насчитывается 350 предприятий в сфере пищевой промышленности. Рыбопромышленность Приморья - это 130 предприятий, около 1,5 млн тонн водных биоресурсов ежегодно, 76 рыбоводных хозяйств. Приморские рыбаки добывают глубоководного краба, разные виды лососевых и даже водоросли. Все это тут же отвозят на перерабатывающие производства, где рыбу солят или превращают в консервы. Во время эпидемии некоторые из этих заводов начали формировать продуктовую корзину из собственной продукции и бесплатно раздавать пенсионерам и многодетным семьям. Приморский край умеет зарабатывать деньги, в том числе и на своем выгодном территориальном расположении. В регионе расположено несколько транспортных развязок и хабов, позволяющих легко и быстро привозить товары из Китая. Транзитный путь между Европой и Восточной Азией, пограничные переходы между Россией и Китаем, железнодорожный выход на крупнейшие тихоокеанские порты – все это приносит региону огромные суммы ежегодно. Проблемы и перспективы региона Несмотря на огромные возможности, потенциал во всех возможных сферах и даже относительно мягкий климат, Приморский край еще не стал лучшим местом для жизни. Тому есть множество причин и первая из них – это транспортная удаленность. Несмотря на все удобства, включая Транссибирскую магистраль, большой удобный аэропорт и новые дороги, которые сейчас активно строят, привозить продукцию или вывозить ее в центральную Россию все еще дорого. Кроме того, промышленное производство хотя и увеличивает обороты, по сравнению с временами СССР, этого все-таки недостаточно для хорошей жизни. Доктор экономических наук Александр Латкин отметил, что в советское время в Дальний Восток вкладывали гораздо больше сил и денег, чем сейчас. В 90-е годы каждый регион получил тяжелый удар по экономике, особенно удаленные. «Даже на оборонных предприятиях существенно сократился госзаказ. С моей точки зрения, это была стратегическая ошибка правительства. Дальневосточные предприятия создавались в том числе и для того, чтобы привлечь высококвалифицированные кадры. Да и строить их именно в Приморье было гораздо дороже, чем в том же Санкт-Петербурге. Произошел серьезный отток населения. Сейчас в Приморье снова пытаются завлечь высококлассных специалистов», – отметил Латкин. Как и всегда, на помощь приходят инвестиционные проекты, территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток. Благодаря этим инициативам только в 2018 году в Приморье вложили 131,8 миллиарда рублей. Деньги пошли на развитие сфер транспорта, сельского хозяйства, рыболовной отрасли, производства продуктов и нужных региону товаров. Благодаря инвестиционным программам вкладчики получили налоговые льготы на ближайшие несколько лет, то есть возможность тратить деньги на собственные нужды. В Приморье этими возможностями воспользовались уже десятки компаний. Однако это долгосрочная работа, которая не дает немедленного результата. Впереди у Приморья десятки лет работы, множество неожиданностей и активное развитие. Кризис 2020 года Отдельных проблем доставил Приморскому краю кризис 2020 года, возникший сразу по нескольким причинам. Первая и самая известная – эпидемия коронавируса, больше всего ударившая по региональным сферам туризма и услуг. Пандемия ударила по всему миру – Приморье серьезно пострадало от падения уровня торговли с Китаем. Кроме того, из-за режима самоизоляции застыла практически вся сфера туризма. Никто пока не может приехать даже на местные базы отдыха – пока эпидемия коронавируса не отступит, все подобные заведения закрыты до лучших времен. Кроме того, российская экономика пострадала и из-за падения цен на нефть. В правительстве Приморья накануне отметили, что вернуться к показателям 2019 года регион сможет только в 2021 году. Глава местного минэкономразвития Наталья Набойченко рассказала, что потери понесли абсолютно все сферы. «Даже промышленные предприятия, которые продолжали свою работу, вынуждены были понести дополнительные расходы на обеспечение сотрудников средствами защиты, у многих приостановились поставки из-за рубежа», – отметила чиновница. Правительство делает все возможное, чтобы поддержать местный бизнес, в том числе и туристический. Бюджет края уже потерял на эпидемии 5 млрд рублей. Какие потери ждут регион в будущем, пока сказать сложно. Однако стартовые условия у Приморья, по сравнению с другими дальневосточными регионами, можно назвать невероятно хорошими. Осталось лишь надеяться, что больше таких неожиданностей, как пандемия коронавируса, не будет. Фото:primorsky.ru

Паспорт региона: Приморский край - золотая жила, которую никак не разработают
© fedpress.ru