Чтобы выжить, нельзя быть только производством

«Инвест-Форсайт» продолжает знакомить читателей с российскими высокотехнологичными производствами. На этот раз на вопросы издания отвечает директор Челябинского завода электрооборудования (ЧЗЭО) Алексей Камынин. Предприятие возникло 10 лет назад и прошло путь от небольшого цеха до одного из сильнейших игроков на рынке электроэнергетики с почти миллиардным оборотом. Завод снабжает оборудованием крупнейшие промышленные компании России и зарубежных стран. Но чтобы выжить, по мнению предпринимателя, просто производить продукцию сейчас уже недостаточно. — Итак, в чем же секрет выживания на российском рынке высоких технологий? — Если вы решили заниматься производством, прежде всего нужно исходить из предположения: что бы вы ни делали, китайцы сделают то же самое дешевле. И такая ситуация не только в сфере электрооборудования. На каких-то рынках еще можно сыграть на том, что вы ближе к потребителю, чем Китай: ближе по культуре, по языку, по расстоянию, в конце концов. Но в нашей отрасли специалистов в первую очередь интересуют технические возможности оборудования… — Так что же делать? Это тупик? — Если нельзя сделать дешевле, надо делать лучше. К счастью, задел у нас есть. У нас — я имею в виду в России, поскольку у нас большие традиции электротехнической промышленности, есть месторождения практически всех комплектующих, необходимых для производства. Сейчас в стране в сфере электротехнического оборудования действует около тысячи производственных и торговых компаний. Наш завод возник в Челябинской области, а Южный Урал — один из исторических «очагов» отечественного электротехнического производства. Есть еще один козырь: наша политика импортозамещения. В 2015 году правительством принято постановление №719, которое предписывает постепенно снижать зависимость отечественной промышленности от импортных комплектующих. По нормативу доля иностранных деталей в электротехнике российского производства к 2022 году не должна превышать 30%. — И как, это постановление будет выполнено? — Я не могу сказать за все российское производство, но в нашей отрасли дела идут неплохо. По данным за прошлый год, российские производители обеспечивают около 67% оборудования, необходимого для модернизации электросетевого хозяйства. Мне кажется, 67% — хороший показатель, и эта цифра будет расти. Но расти она, разумеется, будет не сама, здесь нужно много работать. Нужно выводить на рынок новые виды продукции. Продукции уникальной, не имеющей точных аналогов, и это должна быть не просто уникальность ради уникальности. Это должно быть уникальное соответствие потребностям клиента. Кроме того, сейчас нельзя быть просто производителем товаров: клиент купил вашу продукцию и делает с ней, что хочет. Современная компания на высокотехнологичном рынке должна существовать по формуле «производство плюс сервис». Например, ядро нашей компании — производственные площадки. Но ЧЗЭО сегодня — не просто завод, а предприятие полного цикла. К каждому проекту подходим комплексно. Взаимоотношения с клиентом начинаем с аудита его энергохозяйства: какие есть потребности, как можно все модернизировать, оптимизировать. Затем мы сами монтируем оборудование. Далее — берем на себя полный комплекс обслуживания электросетевых хозяйств организаций. То есть не только производим необходимое оборудование, но и выполняем все виды проектных работ, строительство и обслуживание объектов под ключ. При покупке китайских изделий вы, конечно, такого не получите. — А как сравнительно небольшому предприятию удается разрабатывать новые виды оборудования? — Главный секрет — в поиске квалифицированных конструкторских кадров. В Москве, конечно, это было бы легче — и это, кстати, одна из причин, почему мы в итоге перенесли свою штаб-квартиру в Москву. Но на Южном Урале, как я уже сказал, есть традиции производства. Мало просто найти кадры — важно создать подходящие условия: нельзя заставлять конструкторов тратить свои силы на текущие работы, нельзя требовать от них результата сразу, нужно дать им «время подумать». Именно поэтому в нашей компании есть отдел перспективных конструкторских разработок. Перспективных — то есть ориентированных на будущее. Это значит, что конструкторы начинают работать сегодня, а результаты их работы будут представлены рынку, условно, через год или два. Ну и наконец, надо пользоваться достижениями науки — мы сегодня привлекаем лучшие умы нашего Южноуральского госуниверситета. Мы заключили с ЮУрГУ соглашение о сотрудничестве, оно имеет двойной характер: с одной стороны, мы будем вместе с учеными из университета создавать новые технологические процессы, материалы, прототипы принципиально новой продукции. С другой стороны — эксперты университета будут проводить научно-техническую экспертизу инновационных проектов. — Какое именно уникальное оборудование вам уже удалось разработать? — Например, камеру КСО-298 со средним расположением выкатного вакуумного выключателя. Звучит, наверное, не очень понятно. Но главное, что и идея, и воплощение этого оборудования полностью принадлежат конструкторам нашего завода. Оно востребовано и необходимо для модернизации энергохозяйства многих предприятий. — Наша энергетика нуждается в модернизации? — Да, в том числе поэтому продукция нашего предприятия пользуется таким спросом. Тут, что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло: энергохозяйство нашей промышленности не так эффективно, как могло бы быть, есть большие резервы для роста. Российская энергетика активно обновляется. Только за 2018 год ввод новых мощностей составил 4,3 тыс. МВт. Одновременно из эксплуатации было выведено более 3,7 тыс. МВт изношенного или неэффективного оборудования. Это суммарно — и по большой энергетике, и по промышленным предприятиям. Около 80% линий электропередач в стране работают неэффективно, также требуя модернизации. В неудовлетворительном состоянии находится около 15% подстанций, свыше 40% воздушных и масляных выключателей отработали сроки эксплуатации. По оценкам экспертов, если перевести потребителей на использование инновационных энергоэффективных установок, это позволит сэкономить 40 млрд кВт/ч в год. Таким образом, потребители нуждаются в новом оборудовании, и такие предприятия, как наше, позволяют повысить эффективность российской экономики в целом. Еще один тренд отрасли сейчас — цифровизация. Президент Владимир Путин дал установку на создание единого электроэнергетического пространства страны. Это тоже, кстати, способствует спросу на нашу продукцию. Мы одни из первых в России стали разрабатывать и внедрять на крупные предприятия страны цифровые подстанции с дистанционным управлением. — А можно ли себе представить, что ваше предприятие работает с «внешними инновациями», то есть со стартапами? — Тут главный вопрос заключается в том, откуда возьмется идея, которая ляжет в основу стартапа. Из головы ее не взять, с потолка тоже. В нашем случае идеи нового оборудования возникают только из подробного изучения ситуации в отрасли, знания ее проблем и потребностей. Человек, который не имеет опыта работы с энергооборудованием, не знает, как оно работает в «боевых условиях», просто не будет знать, с чего зайти — даже если у него есть академические знания. Конструкторы должны работать в самом тесном контакте с производством — причем как нашим, так и производством клиентов. Так что в нашем случае инновации, скорее всего, пока будут возникать изнутри компаний. — Но ведь можно себе представить себе, что опытный сотрудник отрасли создаст стартап? — В сущности, именно так 10 лет назад возник наш завод, который начинался с цеха, в котором работал десяток сотрудников. — А теперь ваша продукция востребована и за рубежом? — На страны ближнего зарубежья приходится примерно 5% нашего оборота. Долгосрочные контракты подписаны с предприятиями из Казахстана, Монголии, Турции и Китая. Один из знаковых проектов — участие в создании крупнейшего дата-центра в Грузии, куда мы доставили 39 трансформаторных подстанций. Вообще, на зарубежный рынок мы вышли в 2015 году, тогда у нас появились английские версии сайта и каталога. Но основа нашей клиентуры — крупные российские промышленные предприятия, среди наших клиентов: «Сургутнефтегаз», «ФосАрго», «Газпром Бурение», «Челябинский кузнечно-прессовый завод» и другие известные производственные компании. Беседовал Константин Фрумкин

Чтобы выжить, нельзя быть только производством
© Инвест-Форсайт