Сергей Ломакин: «Рынок созрел для жестких дискаунтеров и магазинов низких цен»

Сооснователь сети магазинов фиксированных цен «Fix Price» Сергей Ломакин в интервью Business FM рассказал о том, как пандемия изменила потребительские привычки россиян и о том, какой будет розничная торговля после коронавируса. Как пандемия повлияла на состояние мирового ритейла? Сергей Ломакин: Ритейл — одна из самых динамичных отраслей, которая быстро меняется в зависимости от ситуации. В данном случае это коронавирус. Нас ждут новые рекорды по закрытию торговых точек. В первую очередь, это будет касаться непродуктовой розницы. Неэффективным точкам в фуд-сегменте это тоже грозит. При этом те компании, которые изменят структуру ассортимента, могут рассчитывать на рост. Игроки, которые хотят остаться на рынке, должны менять бизнес-процессы, менять отношения с поставщиками и быть ближе к покупателям по структуре ассортимента и сервису. Одним из трендов на ближайшее время станет диджитализация торговли. В феврале, когда кризиса еще не было, онлайн-продажи продуктов уже начали расти, люди уже готовились к этим изменениям. Ну а последние месяцы били рекорды по количеству заказов продуктов питания по интернету. Наш прогноз, что онлайн-торговля будет расти, но меньшими темпами, потому что народ уже засиделся, и хочется хоть куда-то выйти. А у нас в России поход в магазин — это небольшое событие, особенно это касается больших торговых центров или ярких магазинов. Изменил ли коронавирус поведение потребителей и вообще потребительские тренды? Сергей Ломакин: Продажи начинают расти. В первое время после ввода ограничений во всех странах было замедление. Но в дальнейшем потихоньку начался отскок. Структура ассортимента, конечно, поменялась, но и потребители больше начали искать товары, которые необходимы при нахождении дома, самоизоляции, которые раньше были в ассортименте, но не являлись драйверами. Самое большое падение в покупках продуктов потребления на ходу, потому что трафик упал везде, люди меньше ходят, меньше ездят на работу, некоторая боязнь присутствует. Поэтому приход в магазины, в розничные точки, где продаются товары импульсного спроса, уменьшился очень сильно. Ну и падение пошло по товарам, касающимся здоровья: здесь пока все экономят, осматриваются и привыкают к новой системе координат. Зато хлеб теперь стали в онлайне покупать, чего раньше у нас не было. Изменился ли средний чек? Видно ли стремление людей экономить? Сергей Ломакин: Средний чек, наоборот, вырос, потому что люди боятся ходить в магазин. Теперь они меньше ходят, но берут больше за раз. Рост по продуктовой рознице порядка 25%. При этом сократился трафик в зависимости от форматов от 10 до 15%. То есть количество людей, приходящих в магазин, упало. Особенно это было заметно в первые две недели самоизоляции. Тогда говорили о том, что люди нарушали, но мы почувствовали, что они реально сидели дома. Как раз после этого, видимо, и пошел рост онлайн-заказов. Как вы считаете, полный уход в онлайн и повальная диджитализация — это на время или навсегда? Сергей Ломакин: Я думаю, что многие неудобные и крупногабаритные товары уже всегда будут заказывать онлайн. Ближайший год, пока по коронавирусу полный порядок не наведут, золотое время для онлайн-торговли, обороты будут расти. В динамике сейчас трудно сказать, но, как показывает практика других стран, кризис прошел, и люди вернулись в те места, куда они раньше часто ходили. Тем не менее, офлайн-торговля все-таки останется. И хочется понять, как на нее повлияла пандемия? Изменятся ли потребительские предпочтения? Сергей Ломакин: Рынок созрел для жестких дискаунтеров и магазинов низких цен. Я думаю, что это лучший формат на сегодня, потому что экономическая ситуация ухудшится в ближайшее время. Мы откатились назад, и в эти магазины люди явно будут ходить, чтобы сэкономить деньги. Магазины низких цен получают очень серьезное конкурентное преимущество. Я думаю, что это два формата: интернет-торговля и магазины низких цен, дискаунтеры, — все они получат рост продаж. Если по цифрам, то рост будет двузначный. Посмотрим, сможет ли рынок быстро подстроиться под создание жестких дискаунтеров, которые были в самом начале российской торговли. Потом из-за роста доходов мы пытались сделать более дорогие форматы с более высоким сервисом. Но на данный момент мы пришли к состоянию всей Европы, которая очень любит жесткие дискаунтеры, где не платят за услугу, сервис и экономят на расходах. Формат торговых точек традиционного ритейла останется прежним или все-таки изменится? Может быть, там меньше людей будет работать, появятся кассы самообслуживания, автоматизация, что-то еще? Сергей Ломакин: Все сидят и думают, как снизить расходы. Форматы однозначно будут меняться, будет меньше операционных издержек. Думаю, мы можем ожидать прихода стандартных европейских дискаунтеров, которые позволят снизить цены, но при этом не потерять в качестве продуктов. Потеряется только качество услуги: человек сам будет руками делать то, что раньше делали сотрудники магазинов. Не все были в таких магазинах: как это выглядит? Сергей Ломакин: Это минимальное и самое простое оборудование. Это большое количество товаров в упаковках, прямо в коробках, то есть человек сам вынимает товар. Ассортимент не очень широкий, но глубокий. Есть все: ни одна категория товара не упущена, но не имеется выбора поставщика. Чистые опрятные магазины, ярко освещенные, без изысков, связанных с дополнительным сервисом, без каких-то людей, которые режут колбасу. Все упаковано в вакуум и готово к продаже. Последняя тенденция — печки самообслуживания: нажимаешь кнопку, и вываливается булочка, хлеб, то есть человеческий ресурс не используется. Количество людей в данном формате в несколько раз ниже, чем в форматах, которые в России используются. Если в России в 700-метровом дискаунтере порядка 15 человек работает в штате, то в Европе работает шесть. Вот такая эффективность. Каких изменений вы оживаете на российском розничном рынке в связи с пандемией? Сергей Ломакин: Я думаю, что будет период консолидации: большие игроки будут покупать маленьких, которые тяжело прошли период самоизоляции. Я думаю, что сделки будут, и я знаю, что они уже идут. Многие хотят избавиться от своих розничных точек и передать их в большие сети. Это первое. Второе — это поиск новых форматов, которые позволят меньше тратить, меньше нести расходов и продавать дешевле товары. Тот, кто будет дешевле товары продавать, будет лидером и сможет забрать тот кусок пирога, который стал меньше на ближайший год-два. Третье — это интернет: во время самоизоляции онлайн-покупки стали для многих привычкой, и они не откажутся от этого даже после пандемии. Лично вы как смотрите в будущее? Есть признаки того, что все рано или поздно наладится? Сергей Ломакин: Все наладиться со временем. Надо чуть-чуть подождать, чтобы придумали вакцину, чтобы люди вышли на улицу и зажили так, как жили раньше.

Сергей Ломакин: «Рынок созрел для жестких дискаунтеров и магазинов низких цен»
© BFM.RU