РЖД переходят на отечественное программное обеспечивание

Российские железные дороги (РЖД) вышли на новый этап в переходе на отечественное программное обеспечение, включенное в Единый реестр российских программ. Компания проанализировала 112 созданных в России продуктов и платформ, в том числе системы электронного документооборота и управления данными, офисные системы, ERP и EAM, и по некоторым из них начала реализацию пилотных проектов. Уже внедрены российские электронная почта, браузеры и антиспам, предназначенные для офисных сотрудников. О том, как проходит процесс перевода на отечественное ПО специалистов одной из самых крупных российских компаний, имеющих к тому же колоссальное инфраструктурное и стратегическое значение, — в материале «Ленты.ру». Чтобы понять роль РЖД в цифровой экономике России, достаточно лишь двух характеристик этой гигантской компании — она входит в тройку крупнейших транспортных мировых корпораций и является крупнейшим работодателем в стране. Добавим к этому то, что только в 2019 году компания перевезла 1,2 миллиарда пассажиров и 1,28 миллиарда тонн грузов. Вклад РЖД в ВВП России составляет более 1,5 процента. РЖД перевозят более 27 процентов пассажиров и почти половину всех грузов, а без учета трубопроводного транспорта этот показатель практически достигает вообще уровня 90 процентов. Понятно, что такой гигант в современных условиях просто не может отдать проблему программного обеспечивания в иностранные руки — слишком велико число вовлеченных пользователей. У РЖД порядка 240 тысяч сотрудников имеют автоматизированные рабочие места, и около 140 тысяч активно работающих пользователей из более 13 тысяч организаций — коммерческих партнеров компании. Эти цифры были озвучены на состоявшемся недавно межведомственном совещании по вопросам перехода государственных компаний на отечественное программное обеспечение. Помимо железнодорожников и представителей профильных министерств в нем участвовали представители Федеральной антимонопольной службы, государственных компаний, реализующих программы по импортозамещению, и компаний российского ИТ-рынка. «Принципиальный была идея собрать всех игроков на рынке. Присутствовали крупнейшие госкорпорации, которые должны были пройти тот путь, который мы уже прошли. Поэтому мы хотели сказать коллегам, что мы что мы готовы делиться, мы готовы идти вместе, готовы дать доступ к нашей базе данных, поскольку мы проделали очень много работы с министерствами с другими ведомствами с рынком и накопили огромный опыт по импортозамещению. Это с одной стороны, а с другой, нам было принципиально важно дать сигнал рынку, что мы готовы импортозамещаться в очень короткие сроки. Для нас это принципиально важно. Это часть нашей политики технологической независимости, информационной безопасности. Но нам очень важно качество. Все элементы нашей политики идут вместе: это безопасность, это надежность, это качество», — отметил директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин. Понятно, что огромное внимание качеству программного обеспечения, обусловлено тем обстоятельством, что большая нагрузка на сеть является фактором, повышающим риск сбоев. Вот почему, по словам главы РЖД Олега Белозерова, решение о применении любого нового ИТ-продукта принимаются только на основании тщательного тестирования. Отбор лучших российских разработок для замены импортных ИТ-решений, начался в РЖД еще в 2018 году после принятия компанией плана по переходу на отечественное ПО. Конечным результатом этой работы, как подчеркнул Олег Белозеров, должно стать создание информационного продукта нового качества — конкурентоспособного не только в России, но и на международном рынке. Здесь следует обратить внимание на то, что аналогичная задача по внедрению в деятельность всех госкомпаний отечественного программного обеспечения и созданию на его основе конкурентных продуктов поставлена в национальном проекте «Цифровая экономика». Решение этой задачи требует появления четкой системы правового регулирования цифровой экономики, подготовки квалифицированных специалистов, а также создания механизмов финансирования проектов по разработке и внедрению российского ПО на федеральном уровне отметили участники совещания. Работа по импортозамещению ПО уже ведется не первый год, и, по статистике, в последнее время на российском рынке появляется все больше новейших цифровых разработок отечественных специалистов. В настоящее время в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, на который ориентируются РЖД и другие системообразующие госкомпании, включены уже более 330 таких продуктов и платформ. На отечественные решения уже переведены все централизованные серверы электронной почтовой системы РЖД, интернет-браузеры и антиспам-продукты. Вице-премьер России Дмитрий Чернышенко отметил, что усилия правительства сегодня нацелены на поддержку спроса на российское ПО. Меры по стимулированию развития ИТ- отрасли, как сообщил Чернышенко, войдут и в национальный план восстановления экономики. «Президент поручил уделить пристальное внимание поддержке спроса на продукцию отечественных ИТ-компаний», — добавил Дмитрий Чернышенко. Минкомсвязи России совместно с рядом российских банков разрабатывает программу льготного кредитования компаний для внедрения новых цифровых решений, отметил замглавы ведомства Максим Паршин. При этом РЖД вместе с Почтой России и другими ведущими компаниями участвует в апробации разработанных ведомством методических рекомендаций по системной цифровой трансформации госкомпаний. Опыт РЖД будет использован при доработке этой методики. «Доработанную методику цифровой трансформации мы представим для обсуждения и использования уже в третьем квартале этого года», — сообщил Максим Паршин. Главная особенность РЖД в непрерывности работы железнодорожного транспорта и минимизации рисков для технологического цикла — внедрение нового ПО не должно сказаться на движении поездов, считают эксперты. По их мнению, прямое замещение импортных систем российскими работает не так эффективно, как плановое развитие российских программ и платформ под нужды заказчиков. «Каждый продукт должен иметь качественно новые функциональные свойства и показатели по всем основным составляющим — оборудованию, системному и прикладному программному обеспечению», — подчеркнул Олег Белозеров. В РЖД, по его словам, работа по внедрению российского ПО совмещена с деятельностью по совершенствованию технологий. С их помощью в холдинге выстраивают внутренние сквозные процессы управления.

РЖД переходят на отечественное программное обеспечивание
© Lenta.ru