Как создать успешный стартап в период пандемии

Пандемия диктует свои условия, и в череде печальных новостей о бизнесе все чаще слышатся сообщения об успешных проектах. Многие стартапы в кризисное время подтвердили свою эффективность и доказали, что даже в период пандемии могут переквалифицироваться и ориентироваться на покупательский спрос. Во время кризиса в 2008–2009 гг. мировые технологические компании провели удачные сделки. Примеры — Microsoft, осуществивший 29 сделок, Amazon активировалась во время кризиса и провела операций на $1,5 миллиарда. Влияние пандемии на стартапы Основные убытки, связанные с кризисом, понесла сфера offline enterteinment — это рестораны, кинотеатры, путешествия, спорт-центры. Выручка в таких организациях упала на 90%. Но это не значит, что бизнес, связанный с развлечениями в офлайне, стоит закрывать. Сейчас постепенно жизнь возвращается к привычному темпу, бизнесмены перезапускают свои проекты. В то же время считают прибыль биржевые игроки: торговля акциями компаний оказалась очень выгодным бизнесом. Акции фармпредприятий выросли в цене в несколько раз. Продавцы защитных масок заработали целое состояние буквально за несколько месяцев. Бизнес, связанный с продажей очистителей воздуха, также принес большие деньги своим владельцам. Однако назвать эти проекты успешными нельзя: пандемия пройдет, а интеграция бизнесов в новую реальность будет маловероятна. Топ-5 идей стартапов в период пандемии Онлайн-развлечения В пандемию и карантин растет спрос на онлайн-развлечения. Это стриминговые каналы: «Ютуб», «Нетфликс», онлайн-кинотеатры, книги, музыка. Любой развлекательный контент будет пользоваться спросом. В такой период многим людям не хватает общения, а значит, сайты знакомств могут стать отличным стартапом на время изоляции. VR-технологии сделали прорыв буквально за несколько месяцев. С помощью виртуальной реальности игрок может полностью погрузиться в игру. Робототехника На онлайн-конференции по вопросам стартапов в период коронакризиса министр инновационного цифрового развития и информационных технологий республики Саха Анатолий Семенов заявил, что отрасль робототехники стоит развивать и внедрять в бизнес. Роботы научились брать на себя часть задач и функционала, облегчая деятельность человека. Одними из самых востребованных аппаратов в текущем положении являются диагностические терминалы. Роботы способны провести осмотр человека, измерить температуру, давление, факт стрессового состояния. Также необходимы роботы для логистической цепочки. Онлайн-обучение Сейчас появился спрос на получение новых знаний. Кризис оставил очень много людей без работы. И теперь онлайн-образование стало актуально как никогда. Веб-дизайн, программирование, разработка игр — основные профессии, по которым обучаются в интернете. Всевозможные тренинги личностного роста, изучение иностранных языков, подготовка к экзаменам, домашние тренировки — все эти курсы являются хорошим стартапом в период пандемии. Биотехнологии Биотехнологический стартап — бизнес с большими рисками. Однако возможный доход покрывает убытки от неудачи. В данном сегменте биоинформатика является популярным направлением в науке. Благодаря изучению и расшифровке ДНК человечество получило возможность бороться более чем с 6000 наследственных заболеваний. Адресная доставка лекарств позволяет ученым транспортировать лекарственные препараты непосредственно к больным клеткам. 3D-печать органов — инновационная технология, у которой есть первые пациенты. Онлайн-бизнес Весь бизнес, который можно перевести в интернет-пространство, будет очень актуален. Люди не перестанут пользоваться бухгалтерскими или юридическими услугами. Всегда остаются востребованными маркетинг, платформы для поиска инвесторов и партнеров, бизнес-клубы. Взаимодействие государства и стартаперов во время кризиса Со слов Александра Свинина, первого заместителя председателя правительства Удмуртской республики, если государство рассматривать как заказчика, то предпринимателям следует напрямую обращаться к чиновникам. Проблем с коммуникацией у представителей власти нет. Главное, чего ждут от государственных служащих, — вовлеченности в проблемы начинающих стартапов. Свинин подчеркнул: «Те стартапы, где заказчиком является государство, чиновники отдельно сопровождают за руку по кабинетам власти». Елена Волотовская, генеральный директор компании SoftLine Venture partners, заявила, что между предпринимателями и государством существует проблема в коммуникациях, связанная с бюрократией и отсутствием информации о поддержке стартапов. Зачастую трудности возникают у IT-специалистов: люди данной отрасли с трудом вникают в бюрократические процессы. Сегодня в России финансовая помощь со стороны государства недостаточная. Предпринимателям приходится искать поддержку у частных инвесторов. Привлечение инвесторов Основатель стартапа должен четко понимать, для чего ему нужны инвестиции: деньги помогают ускорить бизнес-процессы начинающего стартапа или инвестиции пойдут на улучшении самого продукта и его рекламу. После определения цели становится понятно, где искать деньги и в каком количестве. Ошибочно полагать, что инвесторов мало. Их очень много, и все они хотят вкладывать деньги в успешные проекты. Даже ситуация с коронавирусом не пугает крупные инвестиционные фонды, работающие со стартапами. Нужно только найти своего инвестора. В каждой организации есть четкий набор правил, в какие проекты они готовы вкладывать, с кем они сотрудничают, с какими суммами работают. Следует ознакомиться с местными акселераторами и бизнес-школами. Их резиденты часто презентуют свои проекты для инвесторов. Из этих проектов можно почерпнуть что-то полезное для себя. Отличной идеей будет выложить пост в социальной сети о том, что вы ищете инвестора. Расскажите о своих поисках знакомым бизнесменам и друзьям. Обязательно нужно посещать общественные мероприятия, на которых может присутствовать потенциальный инвестор. Подумайте, как и где с ним можно познакомиться. Если встреча исключена, напишите письмо возможному спонсору. Письмо должно быть цепляющим, содержать всю необходимую информацию, чтобы человек, прочитав его, захотел связаться с вами. Параллельно следует подготовить пакет документов. Главное для инвесторов — это презентация и финансовый план. План стоит составить в трех вариациях: оптимистичный, пессимистичный и реалистичный. В первом укажите все выгоды и прибыли, если бизнесу ничего не будет мешать. Следует быть готовым, что инвесторы начнут знакомство со второго и третьего плана. Выступление перед инвестором необходимо отрепетировать: не стоит употреблять в речи непонятные термины и трактовки. Будьте готовы, что вам начнут возражать. Инвестор — это будущий партнер, и важно выбрать не только человека, готового вложить деньги, но компаньона в свои проекты. Как можно наблюдать, в отношении стартапов в условиях пандемии мало что изменилось. Количество IT-проектов только увеличилось, бизнесмены создают новые стартапы, ориентируясь на потребительский спрос. Государство всеми силами поддерживает стартапы, а чиновники в регионах готовы курировать проекты бизнесменов. Фонды и акселераторы готовы вкладывать средства, несмотря на кризисное положение в стране. Автор: Кристина Фирсова

Как создать успешный стартап в период пандемии
© Инвест-Форсайт