Дмитрий Петров: "Для ГК "МетроМакс" нет нерешаемых задач!"

Есть ли шанс у региональных операторов связи в конкурентной борьбе с федеральным бизнесом? Как развивается ГК "МетроМакс" в новых условиях? Какие услуги связи будут востребованы в будущем? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью рассказал генеральный директор группы компаний "МетроМакс" Дмитрий Петров. "ШПД не был массовой услугой" — Группе компаний "МетроМакс" исполнилось 15 лет. Какую нишу на рынке услуг связи должен был занять оператор согласно бизнес-плану? — Группа компаний "МетроМакс" появилась на основе идеи предоставления услуг связи по технологии радиодоступа. Начиналась эра доступа в Интернет по новейшей, на тот момент, технологии WiMax, с которой основатель компании, Алексей Сыздыков, познакомился за рубежом. Примерно тогда же, в 2007 году, я, еще студент, пришел на работу в "МетроМакс" рядовым менеджером по продажам. Группа развивалась очень активно, потому что в тот период широкополосный доступ в Интернет еще не был массовой услугой. Кто-то из операторов предлагал ADSL, кто-то уже развивал оптоволоконные сети. WiMax позволял быстро развернуть сеть и дать услугу доступа в Интернет в новых поселках и городах. Поэтому группа "МетроМакс" быстро набрала абонентскую базу. Затем основатель и собственник компании принял решение продать контрольный пакет акций группе иностранных инвесторов, фонду прямых инвестиций "Energy". И уже новый акционер определял стратегию ее развития. Основной упор был сделан на развитие именно технологии WiMax. Тогда это было современно и, что важно, быстро. Сеть активно росла с помощью радиорелейной связи. Мы приходили в населенные пункты, где не было доступа в Интернет и стоимость наших услуг была немного выше среднерыночной. У этой стратегии были как преимущества, так и недостатки. Главный недостаток — узкая полоса для пропуска трафика, что ограничивало пропускные способности. Теоретически полосу можно было расширить, но практически для этого нужно было получить дополнительные разрешения на использование радиочастот, а этот процесс дорогой и трудоемкий. Поэтому развивать новые регионы оказалось сложно. Затем основной акционер перестал верить в перспективы технологии и прекратил инвестиции в развитие компании. В результате мы начали терять позиции на рынке. Тогда оставшийся миноритарным акционером Алексей Сыздыков собрал коллектив и спросил, готовы ли мы попробовать вывести компанию на новый уровень развития. Я, в то время коммерческий директор филиала в Самаре, подготовил стратегический план развития и представил миноритарному акционеру. Он поверил в реальность проекта и пять лет назад выкупил обратно акции ГК "МетроМакс". Я стал генеральным директором. С этого момента и началась новая история оператора. "Набрали на ключевые позиции молодых сотрудников" — В этот период шла активная экспансия в регионы богатых федеральных операторов. Есть ли вообще шанс у региональных компаний в конкурентной борьбе с ними? — Наш пример показывает, что есть, нужно выбрать правильную стратегию и жестко ей следовать. — В чем была суть этой стратегии? — Компания не должна быть зациклена на одной технологии и в одной отрасли, она должна быть гибридной. Не скрываю, мне нравится подход к бизнесу Германа Грефа. Запуск новых и новых направлений позволит создать вокруг человека очень удобную систему. Мы вообще не должны заниматься только предоставлением услуг связи. Мы должны работать в смежных направлениях и предоставлять услуги, используя разные направления. Стратегия была разделена на несколько этапов. Первый, который был очень важен для акционера, инвестирующего деньги в развитие, выйти на положительную EBITDA, операционную прибыль. Кроме сокращения затрат мы сделали главное — существенно обновили коллектив. Для этого набрали на ключевые позиции молодых сотрудников, которые, да, были менее опытны, но хотели развиваться. Они относились к предприятию как к своему личному. За год мы смогли сократить затраты, увеличили выручку, вышли на самоокупаемость. После этого мы предложили акционеру новый план развития уже на 4 года. "МетроМакс" начал развиваться как гибридная компания и для этого за счет акционера мы стали покупать другие предприятия. Были куплены: ООО "Жигули-Телеком", АО "ВолгаАэроТелеком", ЗАО фирма "Инфопак", ООО "Телефонные и Радио Системы", ООО "Связьинвест", ООО "Опти-Телеком". За счет интеграции и сокращения операционных затрат мы смогли увеличить выручку и прибыль группы в целом. Мы запустили в группе технологическое обновление, начали активно строить свою оптоволоконную сеть. Важная составляющая нашей стратегии развития — работа на территориях с низким проникновением доступа в Интернет. В моем понимании — это отсутствие операторов широкополосного доступа по проводной технологии. Такие территории есть и их немало — поселки частных домов, удаленные районы и населенные пункты. Эта стратегия себя полностью оправдала. Мы понесли затраты, но зато пришли в населенные пункты, где нас ждали, люди хотели получить хороший доступ в Интернет. За основу мы взяли самую современную тогда технологию GPON. Она не требует электропитания на промежуточных узлах, что позволяет упростить эксплуатацию сети и уменьшить аварии, ее пропускная способность практически не ограничена. Это давало нам запас мощности для развития новых услуг. Очень быстро мы поняли, что работаем правильно. Люди отказывались от тарелок и старых медных проводов в пользу нашей технологии и брали полный комплекс услуг. Кроме того, мы постепенно перевели всех наших старых абонентов с технологии WiMax на оптоволокно. "Активно участвуем в нацпроектах" На рынке услуг для бизнеса, B2B, мы выбрали агрессивную стратегию. На тот момент разница в стоимости услуг для юрлиц и физлиц была очень существенной. Мы снизили стоимость, расширили пакет услуг и полностью обновили отдел продаж, который занимается этим сегментом. Отдельным направлением стали услуги госорганам, B2G. Отмечу, что мы активно участвуем в нацпроектах. Например, по проекту "Наш двор" жители дворов, победивших в этом конкурсе, получают в подарок видеонаблюдение. Мы участвовали в торгах, победили и два года оказываем эту услугу в Самаре. Сейчас мы обслуживаем несколько десятков дворов, где установлено более 200 камер. Перед чемпионатом мира по футболу в Самаре мы создавали систему транспортной безопасности на Южном мосту, участвовали в работах по реконструкции подъезда к Кировскому мосту — строили кабельную канализацию на всем участке реконструируемой дороги. Мы не отказываемся ни от одного проекта, всегда активно участвуем практически во всех торгах и сейчас у нас в структуре выручки эти услуги занимают примерно 10-15%. Отдельно мы начали работать над качеством сервиса. Была поставлена задача сократить время разговора сотрудников службы технической поддержки с абонентами. Для этого мы полностью обновили программный комплекс службы технической поддержки, чтобы увеличить скорость реакции на запрос клиента по телефону. Сейчас разговор с клиентом составляет примерно 18-20 секунд! Если служба удаленной поддержки может решить вопрос, она его быстро решает. Если нет, формирует заявку в службу техподдержки. Да, глобальные аварии могут произойти, но от них вообще никто не застрахован. Мы уменьшили количество обращений в офис в 15 раз за счет смены технологий, улучшения качества и увеличения объемов сервисных облачных решений. Сейчас в наших планах продолжать уменьшать количество обращений в офис. Задача — развивать удаленный сервис. Идет работа над интерактивным приложением с искусственным интеллектом, которое будет решать проблемы клиентов. — Как изменилась выручка? — За 5 лет она выросла на 340%. EBITDA составляет 22% — хороший показатель. "Мы — мультиотраслевая компания!" — Какие компании сегодня входят в ГК "МетроМакс"? — Как я уже сказал, мы не только предоставляем услуги связи, "МетроМакс" — мультиотраслевая группа. У нас есть компания, которая занимается строительством всего необходимого для телекоммуникаций, начиная от кабельных канализаций, слаботочных сетей и т. п. У нас есть предприятие, которое готовит инфраструктуру, в том числе для других операторов связи — сотовой, ШПД. Например, мы строим вышки для сотовой связи, опоры двойного назначения, готовим инфраструктуру в многоквартирных домах, куда затем заходят другие операторы. Предмет нашей гордости — своя IT компания, ООО "Метромакс-АйТи". Сегодня любая телекоммуникационная задача требует разработки программного обеспечения, внедрения. Мы это делаем сами, для этого либо берем у ведущих федеральных разработчиков типовые программные решения и дорабатываем, либо разрабатываем свои полностью "с нуля". Могу точно сказать, что на рынке телекоммуникаций для ГК "МетроМакс" сегодня нет нерешаемых задач. — Оцените вашу долю на рынке телекоммуникационных услуг? — Если брать рынок услуг для бизнеса и власти, B2B и B2G, то в Самарской области мы примерно на 3-м месте по выручке. Если брать рынок услуг для физлиц, B2 °C, то в разных сегментах ситуация разная. В сегменте частных домов мы — однозначный лидер. В сегменте многоквартирных домов в Самаре у нас небольшая доля, но мы никогда и не ставили задачу бороться в Самаре за этот рынок, это зона очень высокой конкуренции, в каждом доме по 5-6 операторов. Но есть населенные пункты, где мы лидер. Например, в Отрадном у нас 45%-50% рынка доступа в Интернет в многоквартирных домах. — Где сегодня работает "МетроМакс"? — В Самаре, Тольятти, Кинеле, Отрадном, Сызрани, Димитровграде и Новороссийске. — Как отразился рост трафика во время самоизоляции на работе сети? — Мы соблюдали требования Роспотребнадзора, я отправил на удаленную работу всех, кого было возможно. Но в то же время ни один абонент не остался без внимания. Трафик вырос на 40%, но для нас это не стало проблемой. Мы строили сеть на перспективу, наша технология позволяет пропускать значительно, подчеркну, значительно больше трафика, чем сейчас требуется. Более того, у нас есть своя модернизированная опорная сеть, в Самаре построено три так называемых кольца, которые пропускают по 40 Гигабит в секунду. Мы легко пропустили трафик внешний и внутренний. Отмечу, что вырос спрос на подключение в частных домах, в это время у нас было более 300 подключений в месяц в частные дома. При этом, конечно, упал трафик у юрлиц и снизилось количество подключений новых предприятий. — Какие проекты компания планирует реализовать? Почему выбраны именно эти направления развития? — Мы строим гибридную компанию и ищем перспективные направления бизнеса. Одновременно мы постоянно улучшаем нашу опорную сеть. Стратегия на ближайшие 2 года — развитие технологии GPON, активная работа с юрлицами, застройщиками и бизнес-центрами. Будем участвовать в развитии города Самара, стратегию его развития мы будем накладывать на стратегию нашей компании. Нас затронут модернизация города, реконструкция улиц. Действующим клиентам будем предлагать новые услуги — "Умный дом", новые интерактивные приложения, возможно, мы что-то еще даже не придумали. Каждый день у нас есть короткая планерка, когда мы предлагаем идеи, у нас идет постоянный мозговой штурм. Мы активно сотрудничаем с Поволжским университетом телекоммуникаций и информатики, ищем новых специалистов. Любого студента готовы принять на практику. В деканате постоянно висит наше объявление о приеме на работу. В июле 2020 года нам нужны люди, потому что, с одной стороны, мы развиваемся, с другой, хорошие специалисты часто переезжают в Москву и Санкт-Петербург. Из линейного состава у нас пять человек перешли в Google и Yandex. Но это, на мой взгляд, показатель очень высокого уровня нашей компании. ГК "МетроМакс" основана в 2005 году в Самаре, тогда же начала развертывание первой в России и на тот момент четвертой в мире сети WiMax в Самарской, Ростовской, Ульяновской, Оренбургской областях, а также в Краснодарском крае и Республике Татарстан. В 2007 году компания приступила к строительству оптоволоконных сетей в Самарской области и в других регионах страны. Сегодня ГК "МетроМакс" оказывает услуги связи с помощью всех современных технологий и обслуживает более 30 тысяч абонентов. Основной акционер — Алексей Сыздыков.

Дмитрий Петров: "Для ГК "МетроМакс" нет нерешаемых задач!"
© Волга Ньюс