Как России пробить ДНО

Иллюстрация Анны Сазановой Зачем нужны доклады и кому они адресованы В 2015 году 193 государства-члена ООН подписали резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В этом году Россия впервые отчиталась по достижениям на этом направлении. В подготовке добровольных национальных обзоров участвуют преимущественно государственные службы и ведомства (в нашей стране — Минэкономразвития, МИД, Росстат, Аналитический центр при правительстве РФ и другие). Они консультируются с представителями гражданского общества, чтобы учесть мнения разных заинтересованных сторон. В некоторых государствах это происходит максимально открыто и прозрачно. В северных странах (Финляндия, Норвегия, Швеции, Дания) в процесс вовлечено множество некоммерческих организаций, ученых, исследователей и активистов, в том числе тех, чье мнение отличается от позиции государства. Подготовка обзора освещается на сайтах госучреждений, НКО и в СМИ. В некоторых странах (Китай, Саудовская Аравия, Венесуэла, Турция и другие) работа над отчетом проходит менее публично, без широкого представительства экспертного сообщества. Тем не менее такие ДНО тоже являются отчетными документами по реализации ЦУР. Есть в мире и практика подготовки гражданских обзоров в качестве инициативы снизу. Они не являются альтернативой ДНО, а служат дополнением к ним. Если ДНО ориентированы на внешнюю аудиторию и преследуют цель сформировать позитивный имидж страны на международной арене, то гражданские обзоры предназначены прежде всего для внутренней аудитории и выработки рекомендаций для органов власти по вопросам «Повестки-2030». Добровольные гражданские обзоры уже вышли в Великобритании, Германии, Бразилии, Латвии и многих других странах. Россия стала первой страной на постсоветском пространстве, выпустившей обзор по ЦУР, подготовленный гражданским обществом. Среди авторов доклада — представители РАНХиГС, Высшей школы экономики, Университета ИТМО, Открытой школы устойчивого развития, эксперты ЮНЕСКО, Российского социально-экологического союза, движения «ЭКА», Greenpeace в России, Центра гражданского анализа и независимых исследований «Грани», «Трансперенси Интернешнл — Россия». Все вместе они представляют Коалицию за устойчивое развитие страны (КУРС). В чем различия двух докладов Главное — в том, что авторы ДНО фокусируются на достигнутых результатах и перспективах выполнения задач, поставленных в стратегических документах страны — национальных проектах, отраслевых программах и т. д. В гражданском обзоре наряду с положительными трендами проанализированы проблемы и даны рекомендации по их решению. ЦУР 1: Ликвидация нищеты В первой главе ДНО говорится, что в России достигнута цель по ликвидации крайней нищеты, а «проводимая в стране эффективная политика в сфере борьбы с бедностью» предусматривает снижение ее уровня к 2024 году вдвое (в 2018-м, по данным Росстата, доходы ниже прожиточного минимума имели 18,4 млн чел, или 12,6% населения). В гражданском обзоре акцентируется проблема: «В 1980-2016 гг. РФ показала резкий рост неравенства и на протяжении многих лет обходила такие страны, как Индия и США. Наибольший разрыв в доходах наблюдается в самых богатых и густонаселенных регионах России». По мнению авторов, выбраться из «ловушки бедности» мешает отсутствие социальных лифтов. 75% социальных выплат в России выделяется безадресно, то есть без учета доходов получателей, и только четверть идет нуждающимся — тем, у кого доходы ниже прожиточного минимума. Несмотря на задачу двукратного снижения бедности до 2024 года, правительство так и не разработало национальный проект, направленный на решение этой задачи, резюмируют авторы обзора. ЦУР 16: Мир, правосудие и эффективные институты В главе 16 в ДНО говорится: «Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (...) При этом каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (...) к участию в процессе осуществления мониторинга правоприменения привлекаются представители институтов гражданского общества и средств массовой информации». Как отмечается в гражданском обзоре, с 2012 года в уголовном законодательстве РФ появились нормы, ограничивающие доступ общественности к информации, свободу слова и выражения (законы об оскорблении власти и распространении «фейк ньюс», «закон о суверенном Рунете», закон о физических лицах-иноагентах, закон о VPN, вынуждающий поисковики удалять ссылки на заблокированные сайты), свободу собраний, объединения и совести (ужесточение закона о массовых беспорядках, закон об оскорблении чувств верующих, «законы Яровой»). В большинстве глав независимого доклада авторы отмечают, что у гражданского общества нет возможности активно участвовать в принятии управленческих решений, независимо от сферы деятельности организации. Органы власти часто оказываются недоступны для общественного контроля. Авторы ДНО рапортуют о снижении числа преступлений по категории «взяточничество» более чем на 40% — с 12 тыс. до 7,1 тыс. случаев с 2010 по 2018 гг. Подчеркивается, что Россия сотрудничает с ООН, Советом Европы и ОЭСР для внедрения международных антикоррупционных стандартов. В гражданском обзоре отмечается, что в Индексе восприятия коррупции 2019 года, подготовленном Transparency International, Россия занимает 137-е место из 180-ти. Причина этого — высокий уровень политической коррупции, считают эксперты. ЦУР 10: Уменьшение неравенства В главе 10 ДНО, посвященной в том числе «поддержке участия граждан в социальной, экономической и политической жизни независимо от их возраста, пола, инвалидности, расы, этнической принадлежности, происхождения, религии и экономического или иного статуса», говорится только о людях с инвалидностью, старшего возраста и мигрантах. Про другие социальные группы не сказано ни слова. В России регулярно нарушаются права людей с инвалидностью, мигрантов, сексуальных и религиозных меньшинств, коренных малочисленных народов (КМН), отмечается в главе 10. 28% семей с инвалидами денег едва хватает на питание и одежду. Почти треть приезжих работает без возможности оформить трудоустройство легально. Около 15% представителей ЛГБТИК+ подвергаются физическому и/или сексуализированному насилию, больше половины — психологическому. Добывающие компании вытесняют КМН с их исконных территорий. Гонениям подвергаются последователи неправославных христианских конфессий, а также мусульмане. ЦУР 8: Достойная работа и экономический рост В 2016–2019 годах российская экономика устойчиво росла, а темп прироста ВВП не опускался ниже 3%, сообщается в главе 8 ДНО. В качестве ключевого индикатора экономического развития выбрано увеличение потребительских расходов, которые повысились на 4,3% в 2018 году. Среди факторов, способствовавших этому, выделяются «увеличивающиеся темпы роста» реальных заработных плат (в 2016-м — на 0,8%, в 2019-м — на 2,9%). «С 2015 по 2019 годы происходило снижение реальных доходов населения или их очень незначительный рост (...) при одновременном небольшом росте реальной заработной платы», — отмечают авторы гражданского обзора. Эта ситуация указывает на то, что государство проводит недостаточную индексацию социальных выплат. Из-за глубокого падения в предыдущие годы реальные доходы россиян по итогам 2019 года остаются ниже уровня 2014-го на 7,5%, подчеркивается в докладе. Россия — страна с одним из самых высоких уровней неравенства по доходам, и в еще большей степени — по имуществу. 10% самых богатых людей владеют более 80% активов, созданных после перехода к рыночной экономике. Относительно невысокий уровень безработицы (4,6% в 2019 году) эксперты объясняют тем, что рынок труда в России реагирует на спад производства переходом на неполную занятость: данные не отражают реальную ситуацию с обеспечением людей достойной работой. Сложно оценить и ситуацию с принудительным трудом из-за отсутствия статистики. Неравенство размеров средней заработной платы у мужчин и женщин сохраняется по всем отраслям экономики, подчеркивают эксперты. ЦУР 12: Ответственное производство и потребление В главе 12 ДНО сообщается, что развитие в стране рациональных моделей производства достигается за счет внедрения наилучших доступных технологий (НДТ), что происходит с 2014 года. Многие крупные предприятия «уже приступили» к оценке показателей экологической и ресурсной эффективности. Сбережению ресурсов способствует и развитие шеринг-экономики. В 2018 году объем сделок в основных секторах совместного потребления (продажа вещей, каршеринг, краткосрочная аренда жилья и др.) вырос на 30% и составил 511 млрд руб. Вместе с тем в России реализуются программы энергосбережения и повышения энергоэффективности, в 82% российских городов с населением более 100 тыс. создана инфраструктура для раздельного сбора мусора, утверждается в официальном докладе. В последние годы деятельность, направленная на достижение ЦУР 12 («Ответственное потребление и производство»), стала более активной, отмечают независимые эксперты. Однако у российских компаний слабо развиты бережное отношение к окружающей среде и приверженность ЦУР. В стране множество низкорентабельных предприятий, которым невыгодно переходить на более дорогие природоохранные технологии. В сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на федеральном и региональном уровнях не принимается практических мер по реализации приоритетов госполитики, касающихся повторного использования, сокращения и предотвращения образования отходов. Вместо этого активно лоббируется и поддерживается государством, в том числе через «зеленый» тариф, отрасль мусоросжигания, которой в законе отведено последнее, четвертое место, подчеркивают авторы гражданского обзора. По их мнению, в таких условиях уровень материальной переработки, когда из отходов производятся новые товары, не будет расти, предотвращение образования отходов не станет приоритетом, а уровень социальной напряженности продолжит стремительно расти из-за последствий подмены понятий. ЦУР 17: Партнерство в интересах устойчивого развития В преамбуле к гражданскому обзору подчеркивается, что Россия не имеет документов, посвященных реализации ЦУР в том виде, в каком они были приняты ООН в 2015 году, не имеет и отдельной дорожной карты по их реализации. Сегодня основные стратегические документы — это 12 национальных проектов, рассчитанных до 2024 года. Суммарно они покрывают только 57 из 169 задач ЦУР. При этом ЦУР 13 («Борьба с изменением климата») и ЦУР 14 («Сохранение морских экосистем») никак не отражены в программном документе. Авторы ДНО считают, что национальные проекты и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры прямо или косвенно охватывают 107 из 169 задач ЦУР. Как отмечается в гражданском обзоре, основным барьером для глобального сотрудничества является изоляция России от стран Европы и США. Экономические санкции не только ограничивают возможности ведения диалога, работы государственных учреждений и компаний, но и негативно влияют на участие России в международных организациях и программах поддержки, подчеркивают авторы гражданского обзора. Что делать для устойчивого развития страны В течение десяти лет России предстоит активизировать усилия для ликвидации бедности, преодоления экологического кризиса, обеспечения мира и равных возможностей для всех. Начинать, как всегда, нужно с себя. Пробить ДНО, то есть решить все те проблемы, о которых умалчивает официальный обзор, независимые эксперты предлагают с помощью ряда рекомендаций. Приводим основные из них. ЦУР 1 и ЦУР 8: провести масштабные реформы, которые позволят улучшить инвестиционный климат, положение малого и среднего бизнеса, диверсифицировать экономику В числе рекомендуемых мер — увеличение расходов на образование и здравоохранение с 8% до минимум 10% ВВП, облегчение налоговой нагрузки (вплоть до отмены части налогов, платежей и сборов) на небольшие предприятия, индивидуальных предпринимателей и самозанятых; создание стимулов для выхода работников из «тени»; предоставление большей финансовой и административной самостоятельности регионам; разработка национальной стратегии по борьбе с бедностью в сотрудничестве с НКО, оказывающими помощь социально уязвимым гражданам. ЦУР 10 и ЦУР 16: повысить информационную открытость и подконтрольность всех органов власти Среди конкретных мер — развивать электронные ресурсы; привлекать к разработке стратегических документов и контролю за их реализацией представителей профильных НКО, гражданских экспертов и активистов; совершенствовать системы государственной статистики и мониторинга, делать их результаты доступными и понятными для людей; содействовать максимальному включению граждан в процессы принятия решения на всех уровнях власти. ЦУР 12: переходить от экспортно-сырьевой к современной модели экономики, где доминирует производство инноваций и услуг Конкретные меры — расширить господдержку высокотехнологичных предприятий; повышать открытость ОПК и конверсию его технологий; автоматизировать промышленность, развивать цифровые платформы, институты экосертификации и экомаркировки; создавать институты венчурного финансирования; повышать энерго- и ресурсоэффективность; снижать объем образования отходов; принуждать промышленные компании ликвидировать причиненный ими экологический ущерб. ЦУР 17: пересмотреть стратегические документы и реализуемую политику на предмет их соответствия задачам ЦУР В числе рекомендаций — создать национальный план или дорожную карту достижения ЦУР на период до 2030 года; ежегодно отчитываться о реализации стратегии как на внутреннем, так и международном уровнях; вовлечь гражданское общество во все процессы планирования, реализации и отчетности по вопросам «Повестки-2030»; восстанавливать и наращивать сотрудничество с международными организациями, бизнесом, научными учреждениями и НКО; отменить закон об иностранных агентах и нежелательных организациях; прекратить преследования мирных демонстрантов, активистов, журналистов, представителей меньшинств и нетрадиционных религий. Автор Александр Титов

Как России пробить ДНО
© +1