Трудовая книжка: бумажная или электронная?

Эксперт – о плюсах и минусах нововведения. В конце декабря 2019 года президент Владимир Путин подписал закон с поправками в Трудовой кодекс РФ о переходе на электронные трудовые книжки. С 1 января 2020-го стало возможным формирование сведений о трудовой деятельности граждан в электронном виде в специально созданной информационной системе Пенсионного фонда РФ в электронном виде. До конца 2020 года работникам необходимо определиться с порядком ведения трудовой книжки. Либо сохранить в бумажном варианте, либо перейти на электронный, а бумажную трудовую книжку получить на руки и хранить до выхода на пенсию, потому что все сведения в электронном виде будут не ранее 2020 года. Чтобы узнать подробнее о нововведении, мы пообщались с главным правовым инспектором труда-юрисконсультом Федерации профсоюзных организаций Кировской области Марией Седых. – Немалая часть россиян настороженно отнеслась к новшеству. Оправдана ли такая позиция? – Любой переход на электронный документооборот всегда сопровождается определёнными сомнениями и критикой, в данном случае критику считаю обоснованной. Чтобы понять для себя вариант ведения трудовой книжки, нужно взвесить все «за» и «против», рассмотреть и спрогнозировать «плюсы» и «минусы» лично для себя. В первую очередь следует сказать, что тем, кто начнёт свою трудовую деятельность с 2021 года, автоматически будут вести электронную трудовую книжку. В то время, как нам, работающим гражданам, дано право выбора, что не может не радовать. – Можете ли вы перечислить главные плюсы и минусы электронных трудовых книжек для работодателей и работников? – Рассмотрим плюсы ведения трудовой книжки для работодателя: минимизация ошибок при заполнении, исключение риска утраты документа, удобная система сведений (база данных) в одном месте, снижение затрат на кадровый документооборот. Из минусов для работодателя, но плюсов для работника и органов ПФР – это жёсткие сроки для внесения сведений в программу. Теперь даётся один день после дня издания приказа (распоряжения) на внесение сведений в программу. Раньше это никто особо не контролировал и запись (кроме записи об увольнении) могли делать от недели до месяца, а иногда и больше, пока не приходили проверяющие органы. Также предусматривается новая форма отчёта СЗВ-ТД. Плюсы для работников в ведении электронной трудовой книжки: удобное получение сведений посредством Госуслуг, личного кабинета на сайте ПФР либо посещение МФЦ или истребование информации у работодателя, который в течение 3 дней должен предоставить сведения в ответ на ваше заявление. Причём данные сведения можно получить, как в бумажном, так и в электронном виде, подписанные квалифицированной электронной цифровой подписью. Несомненно, для работающих дистанционно и для некоторых профессий данные изменения очень кстати, но всё-таки для меня есть определённые весомые минусы, которые пока останавливают для безвозвратного перехода на электронные трудовые книжки. Ещё один существенный минус, это отсутствие записей о наградах и поощрениях. Для некоторых категорий работников, особенно среднего возраста 35-40 лет это очень важно, потому что речь идёт о получении различных званий, например «Ветеран труда», которые сопровождаются социальными льготам и выплатами. Как юрист, который участвовал в судебных спорах о назначении пенсии, могу сказать, что при наличии записи о работе в бумажной трудовой книжке сложно отстоять некоторые периоды для включения, в том числе в льготный стаж, то что уж говорить про электронные данные, которые могут быть либо неполные, либо быть частично утеряны. – Если работник выбрал электронную трудовую, можно ли вернуться к бумажной? – Сам порядок по выдаче трудовой книжки на руки и ведение электронных находится в доработке и считаю, что спешить не стоит. Ведь вернуться обратно к бумажному варианту после написания заявления о ведении только электронной уже будет нельзя. А вот перейти с параллельного ведения и бумажной, и электронной только на электронную можно будет в любой момент. – Электронные трудовые книжки утверждены: что делать работодателям? – В 2020 году работодателю необходимо провести ряд подготовительных мероприятий: провести анализ локальных нормативных актов на предмет внесения изменений в связи с переходом на электронные трудовые книжки, внести в них изменения, до 31 октября 2020 года уведомить работников об их праве выбора варианта ведения трудовой книжки, проверить наличие программного обеспечения для ведения электронных трудовых книжек и формирования ежемесячного отчёта СЗВ-ТД в ПФР. Пошаговую инструкцию по переходу к электронным трудовым книжкам можно прочитать в справочных-правовых системах. Катя Злобина

Трудовая книжка: бумажная или электронная?
© Первоисточник