Кто и что мешает сделать среду комфортной?

Экскурс в предыдущий материалНапомним, на чём мы остановились. Перед заседанием городского общественного совета по программе «Формирование комфортной городской среды» 21 апреля мы передали мэру города мою записку с предложением отдать все работы по ремонту дворов муниципальному учреждению или провести ремонт и благоустройство через УК, как это делалось все прошлые периоды, кроме 2018 года.Иллюзий не питал сразу, так как давно знаю Оксану Николаевну. Но промолчать не мог. Формально на общественном совете бумагу озвучивал депутат Алексей Сокин. Результат нулевой - мэр решение не изменила, и специалисты были вынуждены подчиниться и готовить торги. Причём не на один общегородской лот, как предлагалось, чтобы исключить «левых» мелких подрядчиков, а как раз по такой схеме, которая и нужна была мелким бракоделам - 5 лотов стоимостью чуть менее 10 миллионов рублей каждый.Вот и встретились на омской земле фирмы с уставным капиталом 10 тысяч рублей с подрядами на 10 миллионов. Ну может такое допустить разумный руководитель?! Нет. Ведь при требовании федерального постановления - пять лет гарантии на работы - очевидно же, что хозяину любой такой конторы, не имеющей ни катков, ни асфальтоукладчиков, ни гаража, проще закрыться, чтобы не исправлять недостатки, а потом открыться вновь под другим названием. Для тех, кто знает только вершки и будет возражать, - да, формально после банкротства по закону три года хозяин лопнувшей фирмы не может быть учредителем новой, но никто не запретит быть учредителем его брату, свату, другу, водителю наконец. Как проводился конкурсПодошло время конкурса в начале июня. Расскажу на примере Ленинского округа, хотя всюду было одинаково. Подали документы несколько организаций. Я лично съездил и упросил руководство ООО «СибДор», чтобы они подали заявку хотя бы на Ленинский округ, где у меня дома прошли в программу.Начинаются торги. Все реальные участники упали в цене до 8 процентов. А нужно знать, что расчётная прибыль при асфальтировании, если не воровать, всего 15 процентов. То есть от 10 миллионов лота эти 15 процентов для крупной и средней организации ничто, а их ещё отработать нужно, да и гарантия половину этой прибыли за пять лет съест.Но ООО «Дорстрой-55» упало в цене аж на 18 процентов и выиграло торги. Директором этой конторы трудится Мелик Артушович Петросян, само предприятие находится по адресу: ул. Комкова, 8, кв. 15 - можете пойти там его поискать. Уставной капитал, естественно, 10 тысяч рублей. Причём это даже не малое предприятие (по закону это где до ста работающих), а микропредприятие - такие теперь тоже есть. Зато такими вот малыми силами каким-то волшебным образом предприятие по бумагам осуществляет не только и не столько асфальтирование, а всёе, что заказчик пожелает, - целых 46 видов деятельности в уставе прописаны. При обороте около 40 миллионов рублей за 2018 год перечислили налогов аж целых 276 тысяч рублей. Если бы так сделала любая УК, уже бы начали разбираться, но, видимо, здесь другая отрасль и другой порядок исчисления и уплаты налогов. Такое вот предприятие имеет целых семь контрактов от УДХБ г. Омска - знает пути к сердцу муниципальных чиновников. Репутация - не преградаМне лично этот самый г-н Петросян ничего плохого не сделал, да и видел я его лишь несколько раз в жизни по причине невыполнения в срок работ на наших домах в 2018 году, когда впервые городские власти провернули эту схему с торгами. Работы он сделал некачественно, за него потом доделывало УДХБ, поскольку иначе наши старшие просто бы не подписали отчётные документы на Москву. И всё у него сложилось нормально, вот он и пошёл на торги повторно, раз первый раз с рук сошло. Все довольны, все чиновники и депутаты горсовета, кому положено это контролировать, при должностях и при зарплатах.Примерно такая же ситуация сложилась и в других округах. Выиграли торги никому не известные конторы. Формально по городу сложилась небывалая экономия - при объёме торгов менее 50 миллионов рублей целых 7,546 миллиона рублей сэкономили. Поясню, чтобы не подумали, что это кто-то положил в карман - на эти средства добавили в программу ещё два двора из резервного списка.В Кировском округе благоустройством трёх дворовых территорий на общую сумму 7 миллионов 426 тысяч рублей займётся ООО «Завгор». В Ленинском округе 7 дворов на сумму 7 миллионов 766 тысяч рублей отремонтирует и благоустроит ООО «Дорстрой-55». В Октябрьском округе благоустройство шести дворов на общую сумму 7 миллионов 494 тысячи рублей выполнит ООО «СК Автодор». В Советском округе ООО «ПСФ» благоустроит 3 дворовые территории, сумма контракта - 7 миллионов 548 тысяч рублей. В Центральном округе пять дворов на сумму 9 миллионов 349 тысяч рублей отремонтирует ООО «Градстрой». Ответственно заявляю: эти микропредприятия без собственного асфальта, бордюров и поребриков и с арендованными асфальтоукладчиками до 1 сентября в целом по городу работы не закончат. Хотя объём - несчастные 26 дворов. Кто забыл, при Полежаеве и Шрейдере совместными усилиями сдавали более ста дворов в год, но тогда такие конторы и близко к работам бы не допустили. Трудились серьёзные крупные предприятия, ведь это федеральная программа. Хэнд мэйдНе могу не позабавить немного наших читателей. Раз прибыль примерно 15 процентов, а подрядчик упал на торгах на 18 процентов, логично, что он должен что-то максимально удешевить. Например, скрыть налоги, применить некондиционный или ворованный материал, не сделать частично так называемые скрытые работы (это результат которых при сдаче объекта не виден), засыпать меньше щебня, не заплатить людям зарплату, сэкономить на инструментах и механизмах. Вот трудятся три человека во дворе по ул. 19-я Марьяновская, 42/1. Всё делают вручную, да ещё инструменты им никак не везли. Тогда старшая по дому сжалилась и отдала из запасов УК лом, топор и две лопаты, и спрашивает меня, правильно ли она сделала. Конечно правильно, жители-то ждут результата. Потом первые рабочие ушли, так как им зарплату не платили, пришли вторые. И тут опять незадача - главный инженер захотел уволиться по той же причине, о чём даже жильцам объявил, насилу хозяин уговорил поработать. Можно ещё долго о подобных примерах рассказывать, смаковать, но суть-то в другом. Г-н Петросян - он же не один такой, проблема не в нём, а в том, что мэр не слушает специалистов, в том, что администрация города не способна организовать работу. До августа в Ленинском округе вообще не начиналось асфальтирование, так как у этого самого Петросяна не было асфальтоукладчика, уже чиновники хотели расторгать с ним договор, но в последний момент он асфальтоукладчик где-то взял, видимо, в аренду.Ничего не подписывать!Что теперь делать председателям советов домов, вошедших в программу? Просто ничего не подписывать, пока работы не будут закончены полностью и качественно. Не вам же эти подписи нужны. Они нужны чиновникам - отчитаться и подрядчику - получить деньги. Если бы эта ситуация была следствием объективных причин - нехватки средств, неблагоприятных погодных условий в течение длительного периода и тому подобное, можно было бы войти в положение. Но здесь тупость чиновников и алчность мелких предпринимателей. Чего их жалеть? Деньги выделены, а это наши налоги, наши бюджетные деньги. Пусть делают качественно. И не допускать отступлений от сметы, замены одних элементов благоустройства на другие. Расскажу на своём примере. Мои старшие по домам и председатели - люди грамотные, и обсуждать замену объектов благоустройства с главным инженером компании отказались. Он пришёл ко мне, принёс свой образец ограждения и столба освещения. А зачем нам неизвестный столб, если мы по интернету подобрали хорошего производителя, который себя зарекомендовал, и именно такие столбы указаны в смете? Вот и пусть покупают! Я же их не гнал на этот конкурс - сами пошли. Значит, нужно или уходить, или выполнять все условия торгов.Чтобы закончить с конкурсами, поясню для наших постоянных грамотных читателей. При их организации есть и вторая проблема. Это так называемый картельный сговор, когда крупные фирмы перед конкурсами договариваются между собой и падают в цене формально только на один шаг. Например, два года назад поймали и через ФАС наказали за это наших местных предпринимателей. Схема проста. Предприниматели заранее договариваются между собой: я сделаю, к примеру, улицу Ленина, а ты - Лермонтова. Пусть меня пригвоздят к стене, но по мне это всё равно лучше, чем левые фирмы сделают с низким качеством. С этих хоть пять лет гарантии спросить можно - им невыгодно банкротиться.Возникают два вопроса. Почему мэр так ратует за эти конкурсы, и по дворам, и с капитальным ремонтом многоквартирных домов? Наш проницательный читатель сам сделает выводы, я их сделал давно. Другой опытВторой вопрос: а как у других? Вот отдыхаю сейчас в Крыму, естественно, бываю у коллег, интересуюсь. Кстати, здесь крупную должность занимает Сергей Плисов, бывший руководитель ГЖИ Омской области. Тут все вопросы по подрядчикам решены, и решены правильно.В Севастополе губернатор Развозжаев при такого рода строительных объектах вообще решает вопрос в правительстве и получает разрешение заключить договор с единственным поставщиком - тем, с кем посчитает нужным.Глава Крыма Сергей Аксёнов сделал совершенно законную, простую и правильную вещь. Прежде чем проводить торги, отобрал так называемых квалифицированных подрядчиков. Причём условия отбора прописаны такие, что в списки не попало ни одной организации без основных средств. В итоге к торгам допущены всего три предприятия: государственное, частное крымское и частное московское. Всё! Все подряды на торгах они разбирают. И с них как минимум хоть гарантию можно спросить. А другие не прошли отбор на квалифицированного подрядчика - сами виноваты.Кстати, сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Последние годы читатели не слышат, чтобы в фонде капремонта начали дом, сняли крышу и не закончили, а кто помнит, первые два года такое было постоянно. Потом мы с Александром Рудюком (бывший глава регионального фонда капремонта - ред.) по согласованию со Станиславом Гребенщиковым (бывший вице-губернатор - ред.) тоже оформили требования по квалифицированным подрядчикам. И тем самым убрали с конкурсов всех «левых», остались только реальные строительные фирмы. Кто мешал мэру также сначала отобрать квалифицированных подрядчиков, если хотела торги? Никто не мешал. Нашли крайнегоА последняя сцена этого шоу случилась в самом конце июля. Так как было много жалоб граждан, да и пресса стала писать, нужно было на кого-то свалить вину за срыв федеральной программы. И наша мэр вместо того чтобы признать свою ошибку, свалила всё на… начальника управления формирования комфортной городской среды Юрия Бибика - самого грамотного сегодня в области специалиста в этой сфере, который сам же и предупреждал о неправильности отбора подрядчиков на дворы по слепым торгам. После такой несправедливости Бибик просто написал заявление и уже не работает. Как всегда - виноват стрелочник.Сегодня, когда готовил материал, узнал последнюю новость. Так как лавров администрация города на ниве благоустройства не снискала, предполагается с 2022 года программу благоустройства дворов вообще прекратить. Да, пока это неофициальная информация. Возможно, этого и не сделают, но сами-то знают, что я не вру. Другое дело, что в 2022 году может многое измениться. А потенциал у программы, безусловно, есть. Нужно только делать всё честно и грамотно.

Кто и что мешает сделать среду комфортной?
© Новый Омск