Свою норму знаем: правда ли, что в России стали меньше пить

Из-за снижения доходов и закрытия ресторанов потребители покупают меньше алкоголя. Но есть и факторы, которые толкают продажи вверх. «Профиль» выяснил, как меняется потребление алкоголя в стране и к каким напиткам наши граждане пристрастились в последнее время. Падение или рост В августе российские СМИ облетела хорошая новость: мы стали покупать меньше алкоголя. Продажи с марта по июль 2020-го в этой категории упали на 15%, подсчитал оператор фискальных данных «Такском». Такие выводы компания сделала по итогам анализа около 22 млрд кассовых чеков. Причем дело не только в том, что бары и рестораны, где привыкли выпивать россияне, оказались закрыты. В общепите продажи алкоголя снизились на 55%, говорится в исследовании оператора. Одновременно компания зафиксировала падение и в розничной торговле – на вполне ощутимые 13%. Однако эти данные могут не отражать полной картины по стране, считают эксперты. «Такском» занимает значительную долю на рынке ОФД, но не первый по охвату, отмечает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. «Я бы говорила не о падении продаж алкоголя, а о падении в точках, чьи кассы подключены к оператору. Это не одно и то же», – указывает она. Как самоизоляция добралась до баров и пивных шаговой доступности По словам Косаревой, самоизоляция вынудила людей изменить свои потребительские привычки, и это могло повлиять на статистику. «В апреле вообще было разрешено закупаться только в ближайших магазинах, люди перестали ездить в привычные супермаркеты и полностью переместились в магазины типа «у дома» и другие супермаркеты по дороге к дачам и загородным домам. Поэтому показатели реальных продаж ушли из-под мониторинга оператора и показали падение», – объясняет эксперт. На самом же деле ни драматического падения, ни резкого всплеска не произошло, свидетельствуют расчеты на основе данных ЕГАИС. В первом полугодии 2020-го продажи алкоголя в магазинах и общепите почти не изменились – снижение составило лишь 0,12% относительно того же периода 2019-го, отмечает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Он подчеркивает, что в целом объем продаж стабилен. При этом в магазинах даже отмечается небольшой рост. По данным Национального союза защиты прав потребителей, в первом полугодии жители РФ купили в рознице на 2,4% больше алкоголя, чем за аналогичные месяцы 2019-го. Впрочем, летом покупатели немного сбавили темпы. В июне продажи алкоголя выросли только на 1,7%, в июле – на 1,6% к тем же месяцам прошлого года. «Тут накладываются разные тенденции, – объясняет глава союза и руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. – С одной стороны, у людей становится меньше денег. С другой – растут акцизы, и легальная продукция поднимается в цене. Есть и еще один фактор: в условиях экономической нестабильности, угрозы потери работы и связанной с коронавирусом тревоги проявляется тенденция к увеличению потребления». Что мы пьем При общей стабильности потребления ситуация по разным напиткам отличается. К примеру, продажи водки показывают исключительное постоянство. Даже в «карантинном» втором квартале граждане выпили ровно 100% от уровня того же квартала 2019 года. Вернется ли алкоголь на онлайн-витрины Игристые и шампанские вина немного просели во время режима самоизоляции. Но за летние месяцы покупатели наверстали упущенное и по итогам полугодия вышли на показатель 100,6%. Причем после снятия карантина наши соотечественники, судя по всему, все активнее потребляют игристое дома. В июне продажи шампанского в магазинах выросли на 10%, в июле – на 19,2%, сообщили в Национальном союзе защиты прав потребителей. Тем временем по некоторым категориям зафиксировано заметное снижение. Например, винные напитки без добавления спирта потеряли по итогам полугодия в рознице и HORECA почти 23%. Магазинные продажи в июле снизились примерно на 43% к тому же периоду 2019-го. Речь идет о газированных и негазированных напитках, в которых помимо винного сырья есть другие ингредиенты, например, сахар. По стандартам они должны содержать не меньше половины винного материала. В прошлом году ставки акцизов на такие напитки без добавления спирта решили уравнять с акцизами на вино. Из-за этого их стоимость приблизилась к натуральным винам. Попутно подняли акциз на тихие вина – с 18 до 31 рубля за литр. В результате потребление стало смещаться в более дешевые категории. Так, продажи фруктовых вин во время карантина выросли в целом на 18,5%, по итогам полугодия – почти на 12%. В рознице прирост оказался еще заметнее. Слабоалкогольные напитки (с содержанием спирта не более 9%) прибавили в январе–июне в общей сложности около 10%. Продажи в магазинах увеличились на 22% с лишним за полугодие и более чем на треть – в июле по сравнению с теми же периодами прошлого года. «Самыми дешевыми винодельческими продуктами были винные напитки. После их подорожания небольшая часть потребителей ушла во фруктовые вина, потому что они дешевле. Остальные потребители уходят куда-то еще –в слабоалкогольные напитки, пиво», – комментирует Вадим Дробиз. Пиво мимо кассы Продажи пива и пивных напитков не показывают такого сильного роста, как дешевые фруктовые вина и низкоградусные напитки, но все же растут чуть быстрее, чем рынок алкоголя в целом. За первое полугодие 2020-го россияне выпили пива и напитков на его основе на 2,5–2,9% больше, чем годом ранее. В компании «Балтика» говорят о 3-процентном росте отгрузок. «Этому в том числе способствовали теплые май и июнь», – объясняет старший директор по корпоративным коммуникациям «Балтики» в регионе Восточная Европа Надежда Овсянникова. При этом пиво и пивные напитки остаются наиболее проблемной категорией с точки зрения неконтролируемого оборота, подчеркивают в Национальном союзе защиты прав потребителей. В организации считают, что половина объема, выпускаемого небольшими пивоварнями, никак не регистрируется. Из 1250 пивоварен в России больше 800 показывают производство на уровне 10 тыс. дал в год, еще 500 – 1 тыс. дал, приводит статистику Павел Шапкин. «В это поверить очень сложно. По экспертным оценкам, примерно еще столько же пива находится «в тени» и не попадает в официальную статистику», – указывает он. Глава союза напоминает, что производства, которые выпускают меньше 3 млн литров пива (или 300 тыс. дал) в год, считаются небольшими и не обязаны ставить счетчики учета продукции. «Поэтому никто и не показывает в отчетности, сколько в реальности они производят», – считает Шапкин. Отсутствие регистрации означает, что пиво и пивные напитки нигде не учитываются и могут оказаться какого угодно качества. Однако никаких подвижек в этом направлении эксперт в ближайшее время не ожидает: все предложения по ужесточению правил на пивном рынке чиновники пока называют избыточными.