Сергей Эмдин: «После пандемии сохранится тренд на рост потребление цифровых услуг»

Весной в России наступил период всеобщей самоизоляции – жители начали работать из дома, больше общаться по телефону и использовать цифровые технологии. Спустя полгода многие ограничения были сняты и большинство россиян вернулось к привычной жизни. Как этот период пережили клиенты мобильного оператора Tele2 и сама компания, корреспонденту ИА DEITA.RU рассказал ее генеральный директор Сергей Эмдин. – Сергей Владимирович, расскажите, как ваши абоненты и телеком в целом пережили пандемию? – Без преувеличений это был сложный период, в том числе и для нашей отрасли. Если посмотреть на мировую экономику, то второй квартал для большинства стран был провальным по всем показателям. Для телекома это тоже стало вызовом. В России мы увидели резкий рост нагрузки на сеть там, где раньше он не наблюдался. Так, в разгар пандемии нагрузка появилась в малых населенных пунктах, дачных поселках, люди массово выехали из мегаполисов и крупных городов. Если говорить о Москве, то произошла миграция населения из центра в малые населенные пункты Московской области и сопредельных регионов. Аналогичный тренд мы увидели и в других регионах, в том числе в Приморье. Если каждый год трафик в среднем рос в полтора раза, то пандемия ускорила этот процесс. При этом, несмотря на отмену большинства карантинных мер, трафик продолжил расти, а его темпы превышают показатели, которые были до пандемии. Можно сделать вывод, что люди распробовали новый цифровой формат жизни, начали чаще пользоваться сервисами и приложениями, поэтому в ближайшем будущем мы будем наблюдать рост трафика. Парадокс в том, что рост трафика не привел к росту выручки в телекоме. Большинство абонентов пользуются пакетными тарифами, и фактически мы увидели, что клиенты стали глубже использовать возможности тарифов, максимально выбирая свои лимиты. Еще одним фактором потери выручки стал отказ жителей страны от использования вторых и третьих сим-карт. Правда, если посмотреть на ситуацию в долгосрочной перспективе, то мы надеемся, что пандемия изменила, а в некоторых вопросах и трансформировала рынок – значительная его часть получила глоток свежего воздуха. Уверен, что после пандемии сохранится тренд на рост потребления цифровых услуг, которые впоследствии станут неотъемлемой частью обычного образа жизни. Поэтому в будущее мы смотрим позитивно, несмотря на то, что год выдался нелегким. – Как пандемия повлияла на поведение пользователей, что вы увидели в самом начале? – Если брать значения по стране, то в целом за первые несколько недель пандемии трафик вырос на 20%, а после еще на 10%. Получается, что с февраля по май трафик увеличился на треть. В самом начале вырос голосовой трафик. Его мы назвали индикатором неопределенности - люди звонили близким, в государственные органы. Особый рост, даже всплески происходили после каждого обращения президента. Так, после второго обращения Владимира Путина к нации голосовой трафик превысил традиционный новогодний уровень. Однако когда пандемия пошла на убыль и люди стали возвращаться к нормальной жизни, то уровень голосового трафика вернулся на прежние значения. При этом интернет-трафик продолжил рост. Добавлю, что в этот период наши технические специалисты работали больше, чем обычно. За неделю мы строили больше базовых станций, чем в обычное время. Все это делалось для того, чтобы абоненты, которые переехали на дачи в поселки и другие новые места, могли пользоваться качественными услугами связи. В целом в период пандемии мы увидели скрытые ресурсы нашей компании. За это время нам удалось выводить продукты на рынок в максимально сжатые сроки, порой за несколько дней. В нормальных условиях такое не представлялось возможным, но во время пандемии коллектив мобилизовался и многие предложения удалось сделать очень быстро – новые продукты выводили на рынок за считанные дни. Безусловно, наш новый опыт пошел на пользу клиентам Tele2. Если в среднем на вывод продукта требуется несколько месяцев, то во время карантина мы, например, разработали услугу по доставке SIM-карт за три дня, два из которых были выходными. Также оперативно наши сотрудники смогли уйти на удаленную работу: менее чем за неделю для них были настроены новые рабочие места. – Я знаком с вашим «карантинным» проектом – онлайн-платформой «Дом по другим правилам». Что в ближайшем будущем его ждет? – Проект «Дом по другим правилам» – наш ответ на сложное время вынужденной самоизоляции. Есть различные сервисы, которые были необходимы людям в период пандемии. Мы собрали их на одной площадке, в пространстве виртуального дома. Сделали их бесплатными, без подписок, а также доступными для абонентов любого оператора. За время активной фазы пандемии этот проект стал популярен у пользователей. Его главное отличие – качественный и полезный контент для развлечения, образования и общения: начиная от онлайн-трансляций приготовления еды с известными шеф-поварами, концертами с популярными музыкантами, кинохитами от сервиса Wink, заканчивая фитнес-тренировками, экскурсиями и лекциями. Мы планируем развивать его дальше, коллекции материалов обновляются регулярно, сейчас в доме появляется региональный контент. К примеру, в прошлом месяце на «Кухне» виртуального дома мы рассказали о пути морского гребешка от марифермы до тарелки. Эта трансляция велась из Владивостока при участии одной из местных мариферм и ресторана. – Какие вызовы стали основными во время пандемии? – Главный вызов состоит в том, что рост трафика продолжается, и мы должны вкладывать все больше средств в поддержание высокого качества наших услуг. Повторюсь, пандемия показала, что рост трафика не сопровождается ростом выручки и работа в этих условиях – новый вызов для нас. Залог успеха Tele2 – это выпуск уникальных продуктов, которых нет у наших конкурентов. Поскольку конкуренция никуда не делась, и она по-прежнему очень высокая, мы должны постоянно выводить на рынок уникальные, выгодные и релевантные предложения для своих клиентов, чтобы продолжить рост. Это сложная, но очень важная задача. – В прошлом году Tele2 запустила в Приморье проект по цифровизации мариферм. Какие результаты получены спустя год? – Цифровой сервис от Tele2 для марикультуры в акватории Приморского края показал свою эффективность. Оборудование успешно используется уже более года и помогает в производстве свежих, экологических чистых морепродуктов. Пилотный проект принес нашим клиентам реальную выгоду. Благодаря цифровым технологиям, а это не только связь, но и программная поддержка, компании смогли больше заработать. Говоря о географии проекта, то после Приморья мы стали внедрять эту систему и в других регионах. Уже сейчас подобная система работает на Балтийском море. Готовы распространить готовое «коробочное» решение на побережье Охотского моря, где много аналогичных предприятий, – это Магаданская и Сахалинская области, Хабаровский край. Мы доказали, что это приносит выгоду, теперь слово за фермерами, от которых мы ждем запроса на цифровой сервис. Важно отметить, что данные от цифровизации марикультуры будут полезны не только фермерам – на их основе можно отслеживать экологическое состояние акватории. В дальнейшем данные с датчиков могут использоваться для научных целей и мониторинга экологической ситуации. – Многих россиян беспокоит проблема нежелательных звонков и спама. Особенно остро этот вопрос встал на самоизоляции, когда с новой силой активизировались мошенники. Как вы защищаете своих абонентов? – Безусловно, мы заботимся о своих абонентах и ведем работу по разработке решений, главное назначение которых – блокировка спам-звонков и подозрительных вызовов. При этом считаем, что чем больше участников рынка будут вовлечены в этот процесс, тем проще будет противостоять этой угрозе. В целом мы поддерживаем инициативы, направленные на защиту абонентов всех операторов от действий злоумышленников. У нас есть своя эффективная антифрод-платформа для защиты клиентов коммерческих банков от мошенничеств с использованием социальной инженерии. Мы запустили решение еще в начале 2020 года. Платформа интегрируется с коммутаторами телеком-оператора и CRM-системой банка. Антифрод-решение отличает звонки из клиентской службы банка от звонков мошенников даже при использовании подменных номеров и помогает препятствовать незаконному выводу денег со счетов клиентов. Продукт прежде всего направлен на случаи, когда мошенники под видом службы безопасности кредитного учреждения вводят людей в заблуждение и обманом получают данные банковских карт клиентов. Tele2 успешно протестировала новую антифрод-платформу совместно с банком «Тинькофф». Сейчас мы тестируем платформу еще с рядом крупных банков и ведем переговоры о поставке им цифрового решения. – Что, по вашему мнению, мешает «легализации» eSIM в России? – Напомню, что наша компания стала пионером внедрения этой технологии в стране, ее мы запустили в мае 2019 года. К сожалению, у контролирующих органов по-прежнему остаются вопросы к данной технологии в части способа идентификации личности и методов контроля за действиями владельцев электронных SIM-карт. В результате наша инициатива была переведена в пилотный проект. Надеюсь, что общее для всех операторов решение появится к концу текущего года, а в следующем – начнется массовое внедрение технологии. Сегодня в сети Tele2 зарегистрировано порядка 15 тысяч абонентов, которые пользуются eSIM. Мировая практика показывает, что не существует никаких причин, чтобы использовать пластиковую SIM-карту, – это технологический анахронизм. Все можно делать на уровне софта и операционной системы смартфона. Пока технология поддерживается дорогими аппаратами, но уверен, что в скором времени она будет основной вне зависимости от той ценовой категории, к которой относится устройство.

Сергей Эмдин: «После пандемии сохранится тренд на рост потребление цифровых услуг»
© Deita.ru