Время-деньги: Луиза Александрова о бизнес-ангелах, стартапах и инвестициях

Бизнес-ангелы — звучит очень загадочно. Кто они? Ответ прост — люди, готовые пойти на риск, вложить свои финансы в чужие проекты, оказать начинающим компаниям экспертную поддержку. Председатель Санкт-Петербургской ассоциации бизнес-ангелов Луиза Александрова помогает стартаперам и инвесторам взаимодействовать, находить общий язык и превращать идею в успешную корпорацию. Корреспондент «Слово и Дело» шел на интервью с Луизой без единого понятия о том, что такое стартап и инвестиции, а вышел — с парой интересных идей. О чем шла беседа — читайте ниже. Кто такие бизнес-ангелы? Бизнес-ангелы — общемировой термин, это частные лица, которые инвестируют свои личные средства в чужие компании ранней стадии развития. Это инвестиции в команду, которая приходит с идеями и решениями. Есть ли у российских бизнес-ангелов преимущества перед западными? Да, как минимум, оценка стартапа. Надо понимать, что в России она в два раза ниже, чем в Европе. А в ЕС она еще ниже, чем в Америке. Соответственно, если ты проинвестировал компанию в России и смог потом вывести ее на международный рынок, она смогла продаваться в США — кратность объема инвестиций для предпринимателя в России выше. Второе — у нас в России много изобретателей, идеи у нас появляются регулярно. Есть минус — у нас мало предпринимателей, а деньги вкладывают именно они. В моей практике встречались бизнес-ангелы, которые вкладывают финансовые средства и становятся предпринимателями в этих стартапах. Бизнес-ангелы ищут стартапы или стартапы ищут бизнес-ангелов? И то, и другое. Я вас уверяю, инвестор всегда будет жаловаться, что нет хороших проектов, а авторы проектов будут говорить, что нет предпринимателей. Эта классика. Они просто общаются на разных языках. Плавают в разных глубинах моря. Наша организация существует для того, чтобы они находили общий язык — стартап всплывал с глубины и запускался. Есть ли у стартаперов обязанности перед бизнес-ангелами? Умные люди не инвестируют в то, чего не могут контролировать. Поэтому у стартапа есть свои обязанности. Во-первых, они закреплены нашим законодательством — они должны отчитываться, как минимум, раз в год. Мы рекомендуем создавать совет директоров, который совещается гораздо чаще и принимает решения. В него обычно входит инвестор, который принимает непосредственное участие в развитии этой компании. Стартапер должен выполнять обещания по росту компании. Если они не будут исполнены, то в зависимости от ситуации и проекта может уменьшиться доля автора проекта в компании. Могут развернуться совершенно разные сценарии развития. У стартапера есть обязанность, вернуть полученные деньги, приумножив их не менее, чем в 10 раз. Это должно отображаться как минимум на бумаге, в стратегическом плане развития компании. Но в реальности, данные показатели всегда будут хуже. Сколько времени проходит от идеи до получения инвестиций? У каждого по-разному. У кого-то появилась идея, но дело в том, что деньги в идеи не инвестируют. Идея — это одна история, а вкладывают в бизнес. Проект должен иметь обоснованную финансовую модель — продукт, понимание рынка, MVP (минимально востребованный продукт, который протестирован и нужен клиентам). Но эта подготовка может занять совершенно разное количество времени. Если говорить, сколько времени уходит от момента, когда проект пришел за инвестициями и когда он их получил — от трех месяцев до одного года. Инвестиции получает один из 100 человек, которые пришли за ними. Поиск финансов — это история небыстрая и к этому нужно быть готовым. Речь идет об инвестициях, которые в большинстве своем не являются дивидендами. Все компании, в которые вкладываются бизнес-ангелы, строятся под продажу. Предприниматели понимают, что в период становления проект не получает прибыли. Это венчурная модель. Что такое на самом деле стартап? Стартап — это особый вид компаний, и далеко не каждый начинающий проект им является. Стартап имеет в потенциале очень большой рынок для реализации и в течение 3–5 лет может стать крупным бизнесом. Это специфические компании, которые имеют долговременное преимущество. Второе определение гласит, что стартап — это структура, созданная для верификации бизнес-моделей, и как только она ее верифицировала, она становится корпорацией. Стартап должен очень быстро захватывать рынок, поэтому большинство малого бизнеса к этому понятию не относится. Начинающий проект очень быстро растет и находится в вечном поиске денег. Когда компания поднимает первые инвестиции — ей необходимо сразу искать следующие. Вечный поиск денег — это перманентное состояние компании. Стартап очень быстро растет, у него серьезные вызовы и проблемы, с которым он должен справляться. И помогают ему в этом финансы. Существует поговорка: «время — деньги», которая в венчурных инвестициях обретает буквальный смысл. Стартап за деньги получает время. Начинающая компания смогла бы развиться без финансов, но гораздо медленнее. На это ушло бы много времени, за которое пришли бы проекты со средствами и захватили потенциальный рынок. Какое место в отношениях бизнес-ангелов и стартаперов занимает доверие? Базовое. Это вообще относится к бизнесу. Нельзя вести бизнес с человеком, которому ты не доверяешь. Это не означает, что не нужно подписывать документы, но если нет доверия, то в принципе не надо работать вместе. Тоже самое касается инвесторов и стартаперов. Важно понимать, что 80% успеха в этой истории — это люди. Гениальную идею можно угробить и среднее решение сделать доходным. Успех зависит от людей. Доля автора интеллектуальной собственности в компании составляет 10%. Это вклад создателя идеи в успех компании, в техническое решение. Все остальное — это предпринимательские компетенции: умение продавать, понимание рынка, создание команды. В потенциально успешном проекте должен быть человек, который понимает бизнес. Основные компетенции предпринимателя — это коммуникации, умение взаимодействовать с людьми. Для того чтобы вырастить крупную компанию, нужно уметь взаимодействовать, общаться и ясно излагать мысли. Если в компании нет человека, который производит впечатление хорошего продавца, то ничего не получится. Расскажите о самых успешных проектах На мой взгляд, один из самых интересных проектов — компания «Синди групп», которая была профинансирована три года назад суммой до 5 млн рублей. В компанию вошли два инвестора. Проект разработал новый вид припоя. Речь идет о наноструктурированной фольге, которая кладется между поверхностей и спаивает их без нагрева. Новый вид припоя позволяет при существующих технологических процессах резко снизить количество операций, брак из-за отсутствия нагрева, создать более сложные приборы, так как традиционная технология пайки имеет свои ограничения. Эта компания выполняет заказ от Huawei. Проект справился со всеми технологическими сложностями и имеет финансовые перспективы на сотни миллионов и миллиардов рублей. Еще один проект годовой давности — технология создания смесей, по результатам которых получается бетон с такими же характеристиками, но в два раза легче. Разработка уже направлена на тестирование в крупную международную компанию, которая производит смеси. У них получилось улучшить результат и сделать бетон в 2,5 раза легче. Это позволяет резко расширить сферу применения данного материала и снизить стоимость строительства. В России есть люди с гениальными и уникальными идеями, но как остановить их отток из страны? Если говорить о бизнесе, то стартапы ищут места, где есть деньги и рынки. Рынок России составляет 2% от мирового. Сделать компанию инвестиционно привлекательной на нем трудно. Для того чтобы выйти на международный рынок — стартап должен развиваться за рубежом. В таком варианте он локализуется заграницей, а развивается в России. Я знаю много российских компаний, которые имеют здесь базовое производство, торгуют как международная компания, но то, что производится по ноу-хау, находится в России. Как изменился бизнес на карантине? Благодаря карантину мир стремительно меняется. Я вижу, что классические бизнесы начали осознавать, что в таком виде, в котором они существуют — им не выжить. Развиваются онлайн-коммуникации и обратно мы уже не вернемся. Специалисты, которые ушли домой, поняли, что можно работать удаленно и в офис ездить необязательно. Я думаю, что у коммерческой недвижимости могут возникнуть проблемы. Теряется смысл иметь большой офис — если можно сидеть дома и не платить за него деньги. Многие люди впервые попробовали заказать еду на дом, купить одежду на онлайн-платформе и поняли, что это не так страшно. Мне кажется, появится тренд на жизнь за городом. И это новая реальность, в которой мы оказались. Удаленная работа — новая реальность? Однозначно. Эту модель я попробовала еще в 2006 году, в предыдущем бизнесе. Это оправдано, потому что каналы позволяют перекидывать большие объемы информации. Но у онлайн-формата есть свои сложности — например, воспитание молодых кадров. Когда я вела бизнес, я знала, что могу работать только с профессионалами. Я ставлю задачу — они исполняют. Не должно быть мысли об обучении. Оцифровка бизнесов сейчас идет большим ходом. Компаниям, которые работали традиционным образом, необходимо повысить интенсивность, встроиться в реальность. Появились новые проекты, консультанты, которые в этом помогают. Новые технологии – ключ к эффективной удаленной работе? Безусловно. Если поставить задачу, все можно решить дистанционно. Удаленная работа привела к тому, что понизился градус важности личных встреч. Как вы считаете, не потеряются ли человеческие отношения и межличностные коммуникации на фоне снижения важности оффлайн-встреч? У кого-то человеческие отношения однозначно потеряются. Это объективная реальность. У писателя Айзека Азимова в произведении была планета «Аврора», там жили люди, которые почти не встречались и это было для них нормально. Они жили в таком обществе. Важную роль в этом вопросе играет эмоциональный интеллект. Если люди умеют переживать, сочувствовать друг другу, ощущая боль другого как свою, то все остальное прикладывается. Я слушала выступление нейролингвиста об уникальном свойстве мозга — зеркальности. Оно заключается в умении поставить себя на место другого человека и почувствовать его эмоции. Этим свойством пользуются максимум 10%. Именно для них останется личное общение. Мир очень быстро развивается, сменяются парадигмы восприятия окружающей действительности. Очень важно идти в ногу со временем, развиваться, принимать новую реальность и не превращать ее в трагедию. Не исключено, что настанет момент, когда люди будут коммуницировать с помощью 3D-проекции, как в «Звездных воинах» — и успешные российские стартапы в области инноваций дополнительное тому подтверждение.

Время-деньги: Луиза Александрова о бизнес-ангелах, стартапах и инвестициях
© Слово и Дело