Вступаем в эпоху экосистем. Как "Яндекс" и Тинькофф Банк будут конкурировать со Сбером

Пока еще свежая новость о предстоящей покупке компанией "Яндекс" достаточно крупной кредитной организации уже изрядно нашумела. Вечером во вторник, 22 сентября, стало известно, что IT-холдинг достиг принципиального соглашения о покупке 100% компании TCS Group. Она помимо Тинькофф Банка контролирует также страховую компанию "Тинькофф Страхование" и ряд других активов. Вероятно, для "Яндекса" эта сделка может стать пропуском не только в банковский, но также в страховой и брокерский бизнесы. Приятным дополнением станет и расширение круга пользователей яндексовских интернет-сервисов за счет клиентской базы TCS Group. Было бы сложно переоценить стратегические выгоды IT-компании от подобного приобретения. На следующий день акции "Яндекса" отыграли эту новость обновлением своего исторического максимума. Однако ажиотажные покупки в этих бумагах довольно скоро истощились. По мере того, как утихают рыночные страсти, приходит время взглянуть на анонсированное слияние по возможности объективно. Новости на эту тему еще продолжают выходить. Рассмотрим известные параметры и значение предстоящей сделки более подробно. Конкурентная борьба Прежде всего, надо отметить информационный эффект, который произвела указанная новость. Не будем забывать, что конкурентная борьба за доминирование в информационном пространстве имеет далеко не последнее значение для публичных компаний. И известие о столь крупной сделке прозвучало незадолго до онлайн-конференции Сбербанка, которую заранее называли не иначе как "главной презентацией года". В результате официальное сообщение о переходе Сбербанка под новый бренд "Сбер" осталось несколько в тени рыночных пересудов по поводу предстоящей сделки "Яндекса" и "Тинькоффа". Однако указанное событие все же не стоит недооценивать, о чем мы еще скажем. Одновременно с этими событиями произошло стремительное размещение глобальных депозитарных расписок и конвертируемых бондов компанией Mail.Ru Group. Оно состоялось с существенной премией по отношению к рынку. В качестве официальной цели привлечения порядка $600 млн была заявлена необходимость финансирования развития собственного бизнеса и совместных проектов со Сбербанком. В то же время в Сети начали циркулировать домыслы о том, что Сбербанк потенциально способен выкупить долю компании АФК "Система" в интернет-магазине Ozon и поглотить бизнес Mail.Ru в качестве ответа на анонсированное слияние "Яндекса" и Тинькофф Банка. Иными словами, предпоследняя неделя сентября 2020 года может остаться в истории фондового рынка как отправная точка для начала острой рыночной конкуренции двух относительно крупных "домашних" экосистем в России. Конечно, по большому счету в мире существует лишь две глобальные экосистемы — пресловутые и пока недосягаемые Apple и Google со всеми их устройствами, софтом, сервисами и контентом. Но с учетом объективных культурных условий Сбер и "Яндекс" имеют хорошие предпосылки для того, чтобы сохранить и упрочить сильные позиции в русскоязычном сегменте планеты и интернета. Экосистема — закономерный итог Вернемся к недавней онлайн-конференции Сбербанка. На смысловом уровне переход на зонтичный бренд Сбер означает официальную трансформацию банка в экосистему, как в некое более широкое качество. Глава кредитной организации Герман Греф заявил о том, что она находится рядом в тот момент, "когда человеку нужна активная поддержка или нужно остаться невидимым…". Вопрос о том, хотят ли пользователи экосистемы ее постоянного незримого присутствия, остался за скобками. По-видимому, это предполагается по умолчанию как объективная дань современности. Столь тонкая трансформация Сбербанка на психологическом уровне оказалась поддержана презентацией вполне материальных электронных устройств. Речь идет про мультимедийный смарт-дисплей SberPortal и развлекательную ТВ-приставку SberBox. Логичным дополнением к ним выступила базовая подписка на сервисы экосистемы под названием "СберПрайм". К слову, зампред правления Сбербанка Лев Хасис заявил о том, что в долгосрочной перспективе группа хотела бы получать 20–30% своих доходов от небанковских сервисов. Неудивительно, что "Яндекс" тоже движется в указанном направлении, но с другой стороны. Компания, развивавшаяся из поисковой интернет-системы, также выпускает электронные устройства с собственной программной начинкой. Примером может служить умная колонка "Яндекс.Станция". Но первая попытка выпуска смартфона "Яндекс.Телефон" оказалась неудачной. Их продажи были свернуты. В настоящее время развивается проект "Умный дом", включающий в себя ряд физических периферийных устройств. Стоит упомянуть и про успешный проект "Яндекс.Такси". Он вполне способен перерасти в новое качество после начала коммерческого использования разрабатываемой "Яндексом" технологии беспилотных автомобилей. Теперь же компания "Яндекс" планирует слиться с достаточно крупным и успешным розничным банком, вступив таким образом в прямую конкурентную борьбу со Сбером. Напомним, что история Сбербанка и "Яндекса" вполне могла сложиться и по-другому. Примерно в течение десятилетия эти компании активно сотрудничали. Они развивали такие проекты, как "Яндекс.Деньги" и "Яндекс.Маркет". Сбербанку в свое время даже принадлежала "золотая акция" "Яндекса", а на фондовом рынке даже ходили слухи о том, что банк планирует поглотить IT-холдинг. Но этого по целому ряду причин так и не произошло. А в середине 2020 года Сбербанк и "Яндекс" сообщили о разделе совместных активов. В последующие годы они с большой долей вероятности превратятся в две классические доминирующие компании, разделяющие между собой в России достаточно крупный рынок по аналогии с Boeing и Airbus в авиастроении или Coca-Cola и Pepsi в производстве напитков. Есть ли перспективы у "классических" банков? А что же будет с традиционными розничными банками и с разрозненными интернет-сервисами в будущем? По-видимому, вне собственных экосистем большинство из них рискует остаться без внимания клиентов, а значит — за бортом бизнеса. Наиболее жизнеспособные из них будут вынуждены замыкаться в собственных рыночных нишах и бороться за их сохранение. На данный момент известно, что покупка 100% TCS Group может обойтись компании "Яндекс" примерно в $5,5 млрд, или более чем в 400 млрд рублей. Сразу было объявлено, что такая сделка потребует одобрения акционеров IT-компании. Позднее вышло сообщение о том, что также понадобится "добро" со стороны Федеральной антимонопольной службы России. А Олег Тиньков заявил, что банк еще не продан, а соответствующая сделка с "Яндексом" только обсуждается. Таким образом, до сих пор существует теоретическая возможность отмены сделки или достаточно существенного изменения ее условий. Вместе с тем не будем забывать про две серьезные проблемы, стоящие перед Олегом Тиньковым, — болезнь и разбирательства с американскими налоговиками. С учетом этого фактора все же стоит рассчитывать на то, что объявленная сделка с высокой долей вероятности будет закрыта. Что же касается цены вопроса, то очень многое будет зависеть от окончательной формы расчетов. Изначально было объявлено, что "Яндекс" оплатит столь крупный актив не только "живыми" деньгами, но и собственными акциями. В настоящее время компания имеет свободные средства в размере порядка $3,5–3,7 млрд. Очевидно, что привлечение недостающей суммы не составило бы для нее большой проблемы. Но более привлекательной возможностью для "Яндекса" остается покрытие части стоимости сделки собственными акциями. Вполне вероятно, что в какой-то момент их можно будет выкупить с рынка по более низкой цене, чем они торгуются сейчас.

Вступаем в эпоху экосистем. Как "Яндекс" и Тинькофф Банк будут конкурировать со Сбером
© ТАСС