Капремонт с историей: как в Москве ремонтируют жилые дома-памятники

Каждый московский жилой дом хранит свою неповторимую историю. И чем ближе к центру, тем она интереснее. Например, здание во 2-м Троицком переулке строил штатный архитектор Троице-Сергиевой лавры, а в доме в Петровском переулке жили Анатолий Мариенгоф и Сергей Есенин. Объединяет эти дома с богатой историей столичная программа капитального ремонта, благодаря которой они скоро обретут новую жизнь. Многоквартирные дома-памятники приводят в порядок внутри и снаружи: в них обновляют фасады и фундамент, подъезды, крыши, подвалы, меняют инженерные коммуникации. С начала года 87 проектов капитального ремонта домов-памятников прошли государственную экспертизу, еще 30 находятся в стадии подготовки. До конца 2020 года специалисты Фонда капитального ремонта планируют передать на согласование 147 объектов. Mos.ru прогулялся с победителем конкурса «Лучший гид Москвы» Георгием Макеевым по центру столицы и осмотрел несколько домов, в которых в ближайшее время начнется капитальный ремонт. Дом архитектора Латкова Начинается прогулка возле дома 6 во 2-м Троицком переулке, расположенном вблизи храма Троицы Живоначальной в Троицкой слободе. С начала XVII века эту местность занимает подворье Троице-Сергиевой лавры — самого крупного монастыря нашей страны. Этот дом — работа штатного архитектора лавры Александра Латкова. Позже в здании надстроили два этажа. А после Великой Отечественной войны сделали наружные лифты. Главная особенность дома-памятника во 2-м Троицком переулке в том, что он не единожды перестраивался. Кроме того, здание сильно изношено — в нем все течет, ломается и требует замены. Инженерные коммуникации внутри объектов-памятников — это нередко особый ребус, который нужно разгадать. Необходимо понять, как они проходят, что из себя представляют, как их правильно ремонтировать. «Реставрацию и ремонт зданий, являющихся объектами культурного наследия, нужно проводить строго в рамках согласованных проектов: это гарантирует сохранность их исторического облика и тех особенностей, которые позволили поставить каждое конкретное здание-памятник под охрану. Необходимо соблюсти баланс между уникальностью и подлинностью объекта и техническими требованиями, которые предъявляются к современным зданиям», — отметил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. Технологию и метод проведения капитального ремонта дома-памятника определяет проект, который составляется в строгом соответствии с предметом охраны. В предмете четко прописано, какие элементы конструкций и декора нельзя изменять. В приемке проекта принимают участие собственники квартир и помещений. Они могут высказать свои пожелания, но в том случае, если предложения повлияют на предмет охраны, их учитывать не будут. Например, в доме-памятнике нельзя установить пластиковые окна или покрасить холлы подъездов в цвет, который хотят собственники, если исторически использовались другие цвета и это зафиксировано в предмете охраны. Проект также согласовывают с городским Департаментом культурного наследия, который осуществляет надзор за обеспечением сохранности дома и его предмета охраны. Когда проект утвержден, приступить к ремонту можно только при наличии протокола общего собрания собственников: они дают согласие на выполнение того или иного вида работ. Также необходимо разрешение Мосгорнаследия. «Мы как фонд активно начали заниматься многоквартирными домами-памятниками, уделяем им особое внимание и стараемся бережно их ремонтировать, чтобы сохранить на ближайшие десятилетия в том виде, в котором они дошли до нас», — рассказывает Сергей Краснов, начальник управления по работе с объектами культурного наследия Фонда капитального ремонта города Москвы. Бывшая гостиница на улице Петровке Вторая остановка — Бульварное кольцо. Когда-то здесь находились башни и стены Белого города. Землю, которая располагалась внутри стен, называли «белой», потому что она не облагалась налогом (в отличие от «черной» — земли ремесленников, торговцев) и принадлежала царским родственникам, боярам, дворянам. Когда Белгородская стена потеряла свое оборонительное значение, ее разобрали. А на этом месте разбили бульвары. «Бульвары Москвы всегда жили и живут в городском ритме. Самыми первыми рано утром на бульваре появлялись сторожа с метлами и тучами пыли будили ночевавших на скамейках бродяг. Потом на прогулку выходили няни с воспитанниками, стайки школьников и школьниц проносились в учебные заведения. А по вечерам по бульварам уже фланировала публика. Это одно из самых гламурных мест Москвы XIX века», — подчеркивает Георгий Макеев. По указу императора Павла Первого на въезде в город построили гостиницы. Дом 30/7 на Петровке как раз является бывшим гостиничным зданием. Сегодня их в Москве осталось только пять. Почти все гостиничные комплексы — работы архитектора Василия Стасова. Дом, который готовят к капитальному ремонту, когда-то был двухэтажным, надстроили его уже позднее. На первом этаже расположены магазины и рестораны. В советское время в одном из помещений работал рыбный магазин. Так сложилось исторически, что в последние 50 лет здесь открываются заведения, которые специализируются на рыбе. Сейчас на пересечении Страстного и Петровского бульваров работают сразу три рыбных ресторана. На втором и третьем этажах здания — жилые квартиры и офисы. «Сразу и не определить, что в здании есть жилые квартиры. Подъезд для входа располагается сбоку», — уточняет Сергей Краснов. Доходные владения Алексея Бахрушина В XIX веке в Петровском переулке был построен комплекс доходных домов для московского предпринимателя Алексея Бахрушина. «Доходный — тот же квартирный дом, с той лишь разницей, что квартиры там нельзя было покупать, их снимали. Это была обычная практика. Хочешь купить — покупай целый дом. Антон Чехов, Владимир Гиляровский, Федор Шаляпин квартирами в доходных домах никогда не владели, они их снимали», — отмечает Георгий Макеев. Интересная особенность доходных домов: чем выше была квартира, тем дешевле она стоила. Обычно самые высокие потолки, самые красивые камины, самая богатая лепнина — на втором и третьем этажах. А выше уже располагались квартиры скромнее и теснее. Здание в Петровском переулке (дом 5, строение 9) в советское время продолжало оставаться жилым. В нем, например, одну из квартир занимал поэт Анатолий Мариенгоф. У него в 1918–1923 годах жил Сергей Есенин. Об этом напоминает мемориальная доска на фасаде. Проект капитального ремонта доходного дома в Петровском переулке еще не готов. Специалисты предполагают, что к ремонту этого здания приступят примерно через восемь-девять месяцев. В настоящее время заканчивается разработка проекта, и в скором времени фонд направит ее на государственную экспертизу. Кондитерская и салон красоты XIX века Следующий пункт прогулочного маршрута — здание, расположенное по адресу: улица Петровка, дом 19. Доходное владение построили в XIX веке, тогда оно принадлежало купцу Коровину. До революции здесь работал магазин «Товарищество паровой фабрики шоколада, конфект и чайных печений “Эйнем”», теперь это известная кондитерская фабрика «Красный Октябрь». Сегодня на этом же месте открыта кондитерская. А то помещение, где располагается супермаркет, раньше занимал салон красоты — цирюльня мастера Ивана Андреева. В центре Москвы в домах — объектах культурного наследия жилых квартир остается все меньше, так как площадь выгоднее использовать в коммерческих целях. Но если в доме есть хотя бы три квартиры, то он точно попадает в программу капитального ремонта. Может показаться, что дом 19 на Петровке не нуждается в ремонте: его фасад внешне в полном порядке. Но впечатление обманчиво: крыша, коммуникации в подвале, сами подвальные помещения обветшали, а значит, нужен ремонт. Проект капремонта дома еще не готов, специалисты фонда приступают к разработке документации. Доходный дом в элитном квартале Ждет капремонт и соседнее здание, находящееся на пересечении улиц Петровки (дом 20/1) и Петровские Линии. Этот квартал всегда был и остается одним из самых дорогих в столице. Здесь некоторое время жила известная женщина-профессор Софья Ковалевская. Также именно в этом месте был открыт первый автомобильный салон в Москве. Проект капремонта дома готов, экспертиза пройдена. В доме планируется выполнить ремонт крыши, электрики и инженерных коммуникаций холодного водоснабжения, отопления и канализации. Все работы, кроме ремонта электрики, носят сезонный характер и будут выполняться уже после зимнего периода. Осталось получить разрешение на проведение работ. Но с этим тоже бывают сложности. Несмотря на статус памятника, ремонт в таком здании будет длиться незначительно дольше, чем в обычной многоэтажке. Например, на замену труб и других коммуникаций в панельном доме и доме-памятнике уйдет одно и то же время. Но есть и специфические работы, которые требуют более кропотливого подхода. Если фасад дома-памятника богато украшен декором, то его обновление будет длиться дольше. Как правило, это работы, которые не затрагивают помещения собственников и не доставляют большого дискомфорта. Не ударит ремонт в историческом доме и по карману собственников. В столице установлен единый минимальный взнос на капитальный ремонт. Он касается в том числе многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия. То есть жители домов-памятников платят столько же, сколько и жители остальных домов Москвы. Сумма в платежке зависит от площади помещения, находящегося в собственности, при этом неважно, это квартира или коммерческая недвижимость. А дополнительные расходы на проведение реставрационных работ в домах-памятниках берет на себя город. В Москве по программе капремонта уже обновили более восьми тысяч многоквартирных домов. В ближайшие три года приведут в порядок еще около 4,5 тысячи домов. Где именно ремонт начнется в ближайшее время, можно найти на интерактивной карте. Дома на ножках и дома-корабли: самые необычные жилые здания столицыПрограмма капремонта: в 2021–2023 годах в Москве отремонтируют около 4,5 тысячи домов

Капремонт с историей: как в Москве ремонтируют жилые дома-памятники
© Mos.ru