Критика реновации, строительство Иннополиса и осетинские косяки: 10 фактов о новом главе Минтранса Татарстана

В Татарстане продолжаются кадровые перестановки в правительстве. Сегодня президент республики Рустам Минниханов назначил своим указом министром транспорта и дорожного хозяйства уже экс-министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Фарита Ханифова. Главным строителем республики ему довелось быть девять месяцев. "Реальное время" вспоминает, какие важные инициативы появились на свет за время его руководства Минстроем, и чем еще запомнится его работа на этом посту, подготовив обзор — 10 фактов о Ханифове. 1. От челнинского прораба до главы Елабуги Фарит Ханифов родился 7 Марта 1961 года, в следующем году он отпразднует 60-летний юбилей. Свой трудовой путь после окончания Казанского инженерно-строительный института по специальности "сельскохозяйственное строительство" в 1983 году будущий министр начал в родных Набережных Челнах с должности прораба Тукаевской межколхозной передвижной механизированной колонны Восточного сельского строительного комбината объединения "Татколхозстрой". С 1986 года Ханифов плотно обосновался в Елабуге: с 1986 по 1990 годы был главным инженером Елабужской межколхозной передвижной механизированной колонны "Татколхозстроя", с 1990 по 1995 годы — председателем проектно-строительного кооператива "Лада", с 1995 по 1998 годы — начальником управления Елабужского специализированного ремонтно-строительного управления треста "Татгазспецремстроя", директором филиала "Елабугагазстрой" ОАО "Татгазстрой". С 1998 года Ханифов начал работать чиновником, сначала — первым заместителем главы администрации Елабужского района и Елабуги. До 2000 года был начальником Управления капитального строительства Елабужского района, затем с 2000 по 2005 годы — первым замглавы главы администрации Елабужского района и Елабуги по району и сельскому хозяйству. Руководителем Елабужского района Ханифов пробыл с 2005 по 2011 годы, после чего вернулся директором в елабужское Управление капстроительства. 2. Куратор строек в разрушенной Южной Осетии В министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Ханифов пришел в 2011, на четыре года став первым заместителем министра на тот момент Ирека Файзуллина, годом ранее сменившего уехавшего в Москву Марата Хуснуллина. Ханифову поручили курировать работу по восстановлению разрушенных городов Южной Осетии после войны с Грузией в августе 2008 года. — Я так понимаю, где-то в кулуарных беседах было принято решение, что в Южной Осетии необходимо присутствие строительной отрасли, где отработана схема функционирования. В первую очередь я имею в виду прозрачность. Я не буду говорить, почему именно прозрачность стала вопросом номер один, но выбрали Татарстан; и мы поехали туда. Перед нами стояла задача, нам ее объяснили в администрации президента России, — говорил он в интервью. Правда, стройки шли не совсем гладко, возникли проблемы — в октябре 2016 года КГБ Южной Осетии завело в отношении строителей, возводивших Госдрамтеатр, уголовное дело по ст. 159 УК РФ "Мошенничество", обвинив их в срыве сроков. 3. Помогал строить Иннополис, мог возглавить центр компетенций Следующим вызовом для Ханифова стала должность помощника президента Татарстана. С 2015 по 2017 годы он помогал с застройкой Иннополиса. По 2020 год включительно Ханифов был руководителем казанского филиала ФАУ "Главгосэкспертиза России". В марте 2019 года глава правительства Удмуртии Ярослав Семенов на совещании в Казани предложил создать специальный Центр компетенций для обучения участников строительного рынка под своим руководством. Возглавить подразделение в столице Татарстана предложили Ханифову. Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов одобрил эту инициативу, но дальше дело пока не пошло. 4. Главный зодчий республики на 9 месяцев В январе 2020 года с внезапной отставкой правительства России начались масштабные кадровые перестановки во многих властных структурах. Назначенный вице-премьером России экс-глава Департамента городского строительства Москвы Марат Хуснуллин перетянул в Москву своего преемника на посту главы Минстроя РТ Ирека Файзуллина. Тот стал первым заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, главой остался Владимир Якушев. Выбор пал на Ханифова — по информации от источников, другим кандидатом на освободившуюся должность главы Минстроя Татарстана был глава ГИСУ РТ Марат Айзатуллин, который сегодня и сменил Ханифова на посту. Отсчет работы Ханифова пошел с 25 января, когда вышел указ о назначении. Уже 26 января Минниханов, Файзуллин и Ханифов посетили главные на тот момент стройки — реконструкцию НКЦ "Казань", строительство станции метро "Сахарова" и участка Большого Казанского кольца. Сдать участок планируется к концу лета. 5. Ответственный за "Наш двор" 31 января на итоговой коллегии Минстроя Рустам Минниханов обозначил перед Фаритом Ханифовым новую задачу на 2020 год — реализацию масштабного республиканского проекта "Наш двор", в рамках которого запланирован ремонт почти 7 тысяч дворовых территорий за 3 года. Но планы были скорректированы из-за пандемии коронавируса — реализацию программы продлили до 2024 года: "Решение о расширении сроков программы с 3 до 5 лет объясняется неопределенной ситуацией в экономике, в которой оказалась вся страна. Будет произведено перераспределение по графику реализации программы — часть дворов, в которых благоустройство запланировано на 2020 год, переместятся на следующий год", — сообщила руководитель пресс-службы президента Лилия Галимова. Окончательно программу "Наш двор" это не остановило — в августе работы велись более чем на 500 объектах. 6. Критик реновации Фарит Ханифов на посту главы Минстроя отличился громкими высказываниями, например, насчет реновации. По его словам, такой крупный проект, как в Москве, в Татарстане реализовать не получится: — Иногда, как это в Москве произошло, "вынимается" прямо целыми районами. Я бы не сказал, что реновация — это модель, к которой надо готовиться, стартовать и завершать ее. У нас в Казани до того синхронно в чистом виде все создавалось, вся инфраструктура, что снести пол-Казани, а потом построить — не получится. Принятия такого жесткого решения я не вижу. 7. Обозначил амбициозные планы — до 4 млн "квадратов" жилья в год За месяц до своего назначения в Минтранс Ханифов рассказал об амбициозных планах поднять планку ввода жилья в республике до 4 млн кв. метров каждый год. То есть, если в течение ближайшего 10-летия в Татарстане будут сдавать в среднем около 3 млн "квадратов" ежегодно, то с 2030 года будут вводить почти по 4 млн кв. метров жилья в год. — Если задача поставлена, ее надо решить. И это не значит, что даны директивы: "Давайте будем строить много, и будем смотреть, как вы справитесь"... Нет, конечно. Нужно не только давать задание, но и помогать", — сказал 10 сентября министр. По словам Ханифова, Татарстану поднимать планку позволяет экономика: "В феврале наш президент встретился с застройщиками, потому что в этом году надо преодолеть планку почти в 3 млн кв. метров жилья, точнее, 2,979 млн кв. метров. Поэтому Рустам Нургалиевич встречался с каждым застройщиком. Спрашивал, какие проблемы, риски, "чем дышишь, чем живешь". 8. Усилил контроль за стройками после ЧП Период руководства Ханифова был омрачен и несколькими ЧП на стройках. Самым громим стал случай от 5 марта 2020 года, когда люлька с пятью рабочими сорвалась с высоты строящегося десятиэтажного дома на улице Ершова в Казани. Двое строителей погибли на месте, третий скончался в приемном покое больницы. Глава Минстроя отреагировал поручением проверить все строящиеся объекты на предмет соблюдения требований безопасности. История закончилась несколько дней назад — учредителя и бывшего директора ООО "СК "Казанский Фасад", которой и принадлежала спецтехника, Альфиру Аюпову приговорили к трем годам лишения свободы условно. Она признана виновной в нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшем по неосторожности смерть трех человек. 9. "Человек достаточно компетентный" Назначение Ханифова в Миндортранс Татарстана прокомментировал его уже бывший советник Николай Васильев: — Послужной список Фарита Ханифова достаточно красноречив, и на каждом посту он выполнял те поручения и задачи, которые на него возлагались. Он человек команды, точно так же, как и Айзатуллин, поэтому отрывать его от команды, которая работала в министерстве, наверное, не стоит. Могу сказать, что это человек достаточно компетентный, и, думаю, что на сегодняшний день его профессиональные знания достаточно обширны: начиная с проектной документации и экспертизы и заканчивая реализацией проектов "на земле". Васильев назвал бывшего начальника достойным кандидатом на должность главы Минтранса: — Задачи перед ним стояли очень серьезные — реализация программ в Иннополисе, некоторая переориентация на категории строительства, для реализации программ в полном объеме большее внимание приходится уделять индивидуальному жилищному строительству, развитию инфраструктуры. Закономерно, что для развития жилья, особенно ИЖС, надо обязательно развивать инфраструктуру, вот этому в Минстрое и Минтрансе уделялось серьезное внимание. Поэтому такая логика назначения Ханифова мне вполне понятна. 10. Взялся возрождать рынок ИЖС Пресс-секретарь министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Гульназ Минниханова назвала одной важных инициатив бывшего шэфа его планы по возрождению индивидуального жилищного строительства в республике: — Он хотел максимально помочь населению облегчить процедуру строительства частных домов. Была запущена обучающая программа для тех, кто в городах и районах республики непосредственно занимается выдачей разрешений на строительство. Педагоги КГАСУ и специалисты проектных и строительных организаций обучали, как комплексно осваивать территории под ИЖС, начиная с этапа проектирования домов, прокладки инженерных сетей, и заканчивая созданием коттеджных поселков. Муниципальные служащие также получили информацию о разнообразных льготных программах индивидуального домостроения, сельской ипотеке и т.д. Также при Ханифове Фонд газификации РТ был переименован в Главное управление инженерных сетей РТ и получил большие полномочия для развития инфраструктуры республики.

Критика реновации, строительство Иннополиса и осетинские косяки: 10 фактов о новом главе Минтранса Татарстана
© Реальное время