Коронавирус изменил офисы до неузнаваемости

Коронавирус заставил изменить подход к офисам. На компании увеличилось давление не только со стороны Роспотребнадзора, но и персонала — требования к безопасности стали серьезнее. Ведь, согласно опросу консалтинговой компании Korn Ferry, 50% сотрудников переживают из-за возвращения в офис. Запрос на безопасность отражается на организации офисных пространств. В архитектурном бюро Noor Architects считают, что не за горами дальнейшие изменения: бизнес-центры станут оснащать медкабинетами, бесконтактными системами (например, автоматическими дверьми во всех помещениях) и безопасными зонами отдыха. «Умные» технологии спешат на помощь Именно безопасность — первый вопрос, который возник при возвращении в офисы. И этот запрос ускорил внедрение новых технологий. Инновации подсказывает Китай, который первый столкнулся с коронавирусом. Первоочередной задачей стало обеспечение чистого воздуха и снижение вероятности заражения, поэтому упор сделали на системы очистки и фильтрации воздуха. В Пекине и Шанхае, к примеру, многие бизнес-центры все еще не используют централизованное кондиционирование воздуха, опасаясь за здоровье сотрудников. В мире появились и другие технологии, которые успешно внедряют в России. Придумали даже терминалы для температурного скрининга, которые заодно проверяют наличие маски — лишь при соблюдении условий дают доступ. Есть примеры лифтов, управлять которыми можно с помощью мобильных приложений, а также интеллектуальное освещение (настраивается с учетом предпочтений пользователей). А еще — система аэрозольного обеззараживания одежды, которая выглядит как рамка (через нее проходят сотрудники и гости). «Среди современных лайфхаков для офисов — бесконтактное открывание дверей и антимикробная пленка на контактных поверхностях», — отмечает Лилия Ахтямова, инженер по охране труда и пожарной безопасности компании ICL Services. В ИТ-компании «КРОК» с целью дезинфекции установили бактерицидные излучатели и рецикуляторы, у которых принцип действия основан на обеззараживании воздуха УФ-излучением. «Бактерицидная лампа низкого давления дает излучение с максимально эффективной длиной волны 253,7 нм, — поясняют в компании. — Такая длительность волны безопасна для человека, поэтому устройства можно использовать даже во время работы». Дезинфицирующие роботы и датчики «присутствия» — тоже среди технологий, внедрению которых поспособствовала пандемия. Датчики показывают обслуживающему персоналу, какие помещения используются чаще и больше нуждаются в дезинфекции. Кроме того, устройства контролируют соблюдение социальной дистанции, а также предоставляют аналитические данные по времени продуктивности работы и спада. Правда, решение недешевое — стоимость одного подобного робота достигает 500–600 тыс. рублей. Офисы уже не будут прежними В связи с коронавирусом не только внедряются новые технологии; меняется само офисное пространство — пандемия ускорила многие тенденции. Гибкий график, опенспейсы со свободной планировкой — все это стало повседневностью, а не исключением. Но многие офисы, особенно в небоскребах, просто несовместимы с инструкциями по борьбе с Covid-19. По словам главы британского бизнеса в CC Land, которому принадлежит башня Cheesegrater в лондонском Сити, Адама Голдина, перемещение 5,5 тыс. человек по вертикали — проблема с учетом мер по дистанцированию. К примеру, архитектурная компания Нью-Йорка FX Collaborative обнаружила, что новые правила позволят вернуть в офис лишь четверть сотрудников. В России тоже пытаются подстроиться под новые меры — во многих компаниях с «удаленки» вернули лишь треть персонала. Сотрудники холдинга S8 Capital ходят в офис лишь частично, чтобы соблюсти рекомендации Роспотребнадзора по необходимой социальной дистанции. И около 40% еще остаются на «удаленке». А в международной технологической компании «ЯКласс» тех, кто ходит в офис, рассаживают в шахматном порядке. В российской компании «Черкизово» офисных сотрудников и вовсе поделили на три смены: одну неделю группа работает очно и две дома. «Некоторые сотрудники могут переживать за свою безопасность больше других, и компания должна быть к этому готова. Например, мы идем навстречу коллегам, которые опасаются общественного транспорта и хотят воспользоваться услугами такси или каршерингом. Организовали также дополнительные парковочные места. Кто-то и вовсе не готов выходить в офис — тогда ищем индивидуальный подход. Возможны и случаи локальной “паники” — если человек ощущает, что ему нездоровится, стоит дать возможность “отсидеться” дома», — считает Татьяна Гладюк, директор по персоналу и организационному развитию холдинга S8 Capital. В ИТ-компании «КРОК» тоже пока массово не возвращаются к офисной работе. Но уже обустроили специальное изолированное пространство с отдельным входом. Сотрудники могут использовать его для встреч и переговоров, пока сохраняется формат удаленной работы. «Важно выяснить, какой подход наиболее комфортный и продуктивный для сотрудников. Получив этот срез, необходимо по-новому организовать рабочий процесс — с учетом желаний персонала и новых правил. И не забыть о взаимодействии между отделами и командами, например: продумать график, позволяющий находиться в офисе людям, которые желают общаться лично в ходе общего проекта», — делает акцент Константин Анохин, коммерческий директор NGENIX (российского провайдера облачных сервисов для ускорения, защиты и доступности веб-ресурсов). Переосмысление офисного формата: новые варианты В связи с изменениями все более востребованными становятся «умные» офисы, которые в автоматическом режиме способны следить за температурой воздуха, уровнем освещенности, количеством людей. Меняются и дизайны интерьеров. К примеру, компания по коммерческой недвижимости Cushman & Wakefield презентовала концепцию «Правило шести футов» (Six Feet Office). Дизайн ориентирован на соблюдение новых норм социальной коммуникации. Например, визуальные круги на напольном покрытии напоминают о необходимости держать дистанцию. Полный переход на новую систему — дорогое удовольствие, поэтому большинство компаний использует технологии выборочно. Созданы и другие разработки, например для контроля количества людей в офисе или переговорной комнате. С этой целью устанавливают специальные приложения. Можно увидеть, сколько человек в комнате, соблюдают ли они дистанцию, проводится ли санитарная обработка поверхностей. «Сотрудники заранее бронируют рабочие места и приезжают в офис не чаще 2–3 раз в неделю. С этой целью создано собственное технологическое решение. Личные вещи можно оставлять в закрывающихся системах хранения, наподобие шкафчиков в фитнес-центрах», — рассказал Алексей Миронов, вице-президент по операционному управлению международной стаффинговой компании ANCOR. Новый формат, который компании выбирают как альтернативу фиксированным рабочим местам, называют «хот-дескинги» (hot desking). Суть в том, что несколько сотрудников работают за одним и тем же столом, но в разное время. Индивидуальные и рабочие места в посткоронавирусное время оснащают автоматизированными или стационарными перегородками, чтобы предотвратить распространение инфекции. Кроме того, летом на российском рынке представили еще один новый формат офисов — лайфворкинг. Подразумевается, что специалисту не потребуется тратить часы на дорогу в офис, ведь рабочее место будет находиться непосредственно в его жилом комплексе. И даже деловые совещания специалисты будут проводить, не уходя далеко от дома. Прогнозируют, что большинство компаний переосмыслит актуальность офисов и коворкингов. Некоторые будут арендовать лишь конференц-залы для сотрудников, которые захотят работать не дома. Например, глава компании Okta, которая специализируется на кибербезопасности, Тодд Маккиннон рассказал, что подход к офису изменится. Это будет место не для постоянной работы, а более гибкая рабочая среда. Гибридный подход, где одни сотрудники работают в офисе, другие удаленно, сейчас все популярнее в России. Подобный подход используют в российской компании ICL Services. Правда, «гибридную» среду, в которой комфортно работать каждому, начали выстраивать еще до пандемии. Предполагается, что гибкие офисы станут самой предпочтительной категорией рабочего пространства и их показатель достигнет 30% коммерческих площадей в мире. «Новые» офисы vs коронавирус Первая волна коронавируса вынудила компании полностью перестроить механизм работы. Формат рабочего процесса, новые технологии, соблюдение определенных правил — офисы стали другими. И сейчас во многих компаниях морально готовы ко второй волне. «Мы сумели эффективно перестроиться, как только начался карантин — процессы уже были отлажены и задокументированы. Оставалось лишь внести некоторые изменения, касающиеся регулярных встреч и режима работы. Спустя четыре месяца пришли к пониманию, что удаленка останется для части сотрудников, но мы учтем пожелания тех, кто предпочитает появляться в офисе с разной долей регулярности», — отмечает Константин Анохин, коммерческий директор NGENIX (российского провайдера облачных сервисов для ускорения, защиты и доступности веб-ресурсов). «Все привыкли к тому, что большинство коммуникаций происходит онлайн. Такого стресса, который все испытали в начале весенней самоизоляции, уже не будет», — уверены в компании ANCOR. Кроме того, многие компании уже успели изменить подход к конфигурации офисов. Один из трендов — трансформируемый офис. Пространство в таком месте «подстраивается» с учетом текущих задач: передвигаются перегородки, помещение для общих встреч расширяется или уменьшается. Тренд соответствует стремлению бизнеса использовать площади эффективно. Согласно исследованиям, около 70% совещаний посещают 2–4 человека, при этом более половины конференц-залов рассчитаны на 7 и более сотрудников. При проектировании офисных помещений теперь создают переговорные, которые при необходимости легко делят с помощью трансформируемой стеклянной перегородки. Создаются и разработки, которые позволяют отследить количество контактов. К примеру, появилось российское приложение, которое позволяет контролировать дистанцию с помощью Bluetooth. Если люди слишком приближаются друг к другу, телефоны фиксируют это. В итоге можно проследить контакты за неделю — это позволяет выяснить, с кем именно контактировали заразившиеся сотрудники. Специалисты утверждают: если соблюдать меры безопасности, риск заражения среди сотрудников сведен к минимуму. «В большинстве организаций, где требования нормативных документов выполняются без возражений, мы видим положительные результаты — распространение коронавируса среди сотрудников отсутствует», — подчеркивает Ксения Белова, основатель проекта «Труд в большом городе». Автор: Кристина Фирсова

Коронавирус изменил офисы до неузнаваемости
© Инвест-Форсайт