"РГ"-советы: Как отстоять свои права в споре с продавцом

Сначала нужно попытаться решить проблему с продавцом или поставщиком мирно. А для этого - написать претензию. Она составляется в двух экземплярах. Один передается продавцу (изготовителю, исполнителю), на втором он должен написать свои Ф.И.О., поставить подпись и дату предъявления претензии. И вернуть этот экземпляр покупателю. Если продавец отказывается принимать претензию, то необходимо направить ее по почте заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу предприятия или адресу регистрации предпринимателя. Также претензия может быть направлена по месту заключения договора (фактическому месту нахождения организации). В течение 14 дней ответа нет - тогда обращайтесь в ближайшее территориальное подразделение Роспотребнадзора. В 2017 году при участии его юристов выиграно 83,5 процента дел о защите прав потребителей. Особенно хорошо им даются дела в сфере строительства (в 95 процентах случаев суд встал на сторону потребителя, средняя сумма возмещения - 293 тысячи рублей), иски за испорченный отдых (победа в 89 процентах случаев, средняя сумма возмещения - 32,7 тысячи рублей), споры с операторами связи (82 процента, 34 тысячи рублей) и магазинами (87 процентов, 71 тысяча рублей), а также с поставщиками услуг ЖКХ (78 процентов, 24,5 тысячи рублей). Любые консультации и представительство в суде юристы ведомства оказывают на безвозмездной основе. Если от имени Роспотребнадзора кто-то требует оплатить судебные издержки, - это лжеюристы, мошенники. Никакой пользы они не окажут, только разведут на деньги. Стоит помнить, что суд может помочь покупателю, если он четко выполнил свои обязанности. К сожалению, часто люди из-за своей невнимательности подписывают с поставщиками товаров и услуг невыгодные им договоры. Специалисты Роспотребнадзора советуют всегда обращать внимание на несколько моментов. При участии юристов Роспотребнадзора выиграно 83 процента дел о защите прав потребителей в прошлом году Первое - на репутацию производителя и самого магазина. Не стоит делать серьезную покупку на случайно выбранном сайте. Ведь существует множество фирм-однодневок, которые могут завтра просто исчезнуть. С ними, как напоминает юрист Павел Иванов, даже судиться бесполезно: у таких фирм нет никакого имущества и денег на счетах, так что взыскать ничего не удастся. На этом, собственно, и строится "бизнес-модель" подобных компаний. Вторая задача покупателя - внимательно изучить договор купли-продажи. Например, при заказе мебели в договоре должны быть указаны сведения о материалах, из которых она произведена и которые применялись при ее отделке, о ее функциональном назначении. Важный момент составления любого договора - четкое указание сроков: изготовления, доставки, сборки, устранения недостатков, замены брака, удовлетворения претензий. Помните, что сроки должен соблюдать не только продавец, но и покупатель: вы обязаны вовремя оплатить товар и принять его, даже небольшое нарушение договора с вашей стороны сильно затрудняет возможности привлечения к ответственности нерадивого продавца. После доставки заказанного товара нужно очень внимательно осмотреть его, убедиться, что на нем нет сколов, трещин и других дефектов, так как при транспортировке что-то могло повредиться, а за это отвечает доставщик. Заказчик и представитель продавца должны подписать акт приемки-передачи, в котором отражаются качество товара и количество его элементов. Если изделие запечатано, рекомендуется вскрывать упаковку в присутствии представителя продавца либо представителей сборщика. Если заказчику не привезли товар в срок, то он по своему выбору может потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предоплаты, которую уже внес продавцу, и расторжения договора купли-продажи. При этом потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему нарушением срока доставки предварительно оплаченного товара. Согласно ст. 23.1 Закона "О защите прав потребителей" с продавца взыскивается пеня в размере 0,5 процента от суммы предоплаты за каждый день просрочки. При нарушении сроков сборки, если ее цена оговорена отдельно, неустойка составит три процента от этой стоимости в день, но не выше общей стоимости сборки. Если в договоре нет разделения цены приобретаемых товаров и приобретаемых услуг или работ, под ценой заказа следует понимать их общую цену. Жалоба как подарок Вот несколько последних примеров, когда люди смогли отстоять свои права, обратившись в Роспотребнадзор. - Москвич оказался недоволен качеством спортивно-оздоровительных услуг в известном сетевом фитнес-клубе, где за абонемент он заплатил 25 900 рублей. Но когда он обратился в администрацию клуба с просьбой расторгнуть договор и вернуть ему деньги, то понимания там не нашел. После этого человек подал обращение в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Москве в Южном административном округе. Там был составлен иск, мировой суд встал на сторону истца и взыскал со спортивного клуба 43 350 рублей - деньги, уплаченные по договору, неустойку, компенсацию морального вреда и полагающийся по закону штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить претензию потребителя. - Другой москвич заключил договор на изготовление, доставку и монтаж ему нескольких пластиковых окон на довольно приличную сумму - 200 тысяч рублей. Окна ему привезли, но вот вставлять не стали. Мирно решить вопрос тоже не удалось. Суд же расторг договор, заключенный между потребителем и ответчиком, и вынес решение в пользу потребителя. Ему теперь должны вернуть уплаченные по договору средства в размере 200 000 рублей, неустойку за нарушение сроков выполнения работ в размере 20 000 рублей, неустойку за невыполнение требований о расторжении договора и возвращении денежных средств в размере 74 000 рублей, компенсацию морального вреда в 5000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в размере 149 500 рублей. Таким образом, в общей сложности человек получит 450 тысяч рублей. Правда, надо еще добиться исполнения постановления суда, но это - особая история. - А вот житель Зеленограда возмутился тем, что, внеся в качестве предоплаты 40 тысяч рублей за новую мебель, так и не дождался ее в указанные в договоре купли-продажи сроки. Он сразу же захотел расторгнуть договор с неисполнительной фирмой, однако компания деньги не вернула и условия договора не выполнила. По иску Зеленоградского управления Роспотребнадзора суд взыскал с потребителя 104 400 рублей, в том числе компенсация за моральный вред составила 10 000 рублей, пени за просрочку - 19 600 рублей, штраф за неисполнение договора - 34 800 рублей. Также человеку была возвращена его предоплата.

"РГ"-советы: Как отстоять свои права в споре с продавцом
© Российская Газета