РАНХиГС и Институт Гайдара видят риски роста коммерческого долга регионов в 2019-2021 гг.

МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/. Сокращение бюджетных кредитов регионам приведет к увеличению их коммерческого долга, говорится в подготовленном сотрудниками Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) совместно с Институтом Гайдара заключении на проект федерального бюджета на 2019-2021 годы. "Политика минимизации предоставления бюджетных кредитов должна способствовать отказу регионов от неэффективных расходов и повышению сбалансированности бюджетов. Однако регионам одновременно приходится искать источники средств для реализации решений, принимаемых на федеральном уровне (майские указы), а также рефинансирования накопленного долга. В условиях недоступности дешевых бюджетных кредитов субъекты будут вынуждены прибегать к наращиванию коммерческого долга", - отмечают эксперты. Авторы исследования напоминают, что в 2017 году правительство запустило программу реструктуризации бюджетных кредитов, чтобы снизить задолженность регионов. В 2018 году была практически прекращена выдача новых кредитов, а в 2019-2020 годах их будет выдано на 1,4 млрд и 900 млн рублей соответственно. В 2021 году предоставление бюджетных кредитов регионам не планируется. "На смену росту доли нецелевых трансфертов в общем объеме межбюджетных трансфертов приходит ее сокращение, что не будет способствовать повышению прозрачности межбюджетных отношений, а также повышению гибкости региональных властей в проведении собственной бюджетной политики", - говорится в заключении. Опасение у экспертов вызывает также тенденция к сокращению общего реального объема межбюджетных трансфертов регионам к 2021 году, что приведет к уменьшению общего объема доходов региональных и местных бюджетов в реальном выражении, росту бюджетного неравенства, а также сокращению инвестиционных расходов. Для минимизации негативных последствий авторы документа предлагают рассмотреть вопрос о передаче на федеральный уровень с 2020 года расходов по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (около 0,7% ВВП), являющегося в настоящее время расходным обязательством регионов.