Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

АКАР подвела итоги развития рекламного рынка России за 2018 год

На пресс-конференции в ТАСС Ассоциация Коммуникационных Агентств России предоставила итоги развития рекламного рынка России за 2018 год. Российский рынок третий год подряд демонстрирует двузначную динамику.

АКАР подвела итоги развития рекламного рынка России за 2018 год
Фото: ТАССТАСС

Рост отечественного рекламного рынка в 2018 году по-прежнему остается впечатляющим и одним из самых высоких в Европе. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС составил почти 469 млрд рублей, что на 12% больше, чем в 2017 году.

Видео дня

В 2018 году интернет впервые стал самым крупным медиа сегментом российского рекламного рынка, оттеснив на второе место телевидение. При этом интернет продолжает оставаться наиболее динамично растущим сегментом. Объем рынка интернет-рекламы вырос на 22% и составил 203 млрд рублей, динамика сегмента ТВ превысила 9%, что позволило достичь уровня объема в 187 млрд рублей.

, Вице-президент АКАР, Сопредседатель Комиссии экспертов АКАР, Директор по маркетинговым исследованиям Аналитического центра НСК:

"С одной стороны, 2018 год показал отличную динамику, в очередной раз превысив отметку роста в 10% – любой рынок мира может только позавидовать такому показателю. Но с другой, прямо скажем, год выдался для рекламной индустрии не простым. Начало года было очень удачным, затем динамика несколько снизилась, а в последнем квартале в отдельных сегментах она стала даже отрицательной. При этом лишь два основных сегмента – интернет и телевидение – имеют высокую положительную динамику, у остальных она либо близка к нулю, либо находится в отрицательной зоне."

, Председатель индустриального комитета по исследованиям IAB Russia:

В этом году Комиссия экспертов АКАР на ряду с традиционным подходом к оценке объемов рынка по медиа сегментам впервые применила новую методику оценки – по типу контента, оценив объемы рекламы, собираемые при распространении аудио-, видео- и издательского контента, как в традиционной, так и в digital-среде.

Полученные результаты показывают, что наиболее динамично развивающимися являются те компании из "традиционных" медиа сегментов (телевидение, радио, газеты и журналы), которые активно работают и в цифровой среде.

Объем сегмента маркетинговых услуг составил 115,4 млрд рублей, то есть на 12% больше, чем в 2017 году. С учетом рекламных бюджетов, израсходованных на создание креативных решений, на производство рекламной продукции и на оплату услуг рекламных агентств суммарный объем российского рынка маркетинговых коммуникаций составил примерно 810-830 млрд рублей.

, Президент РАМУ, Сопредседатель комитета по маркетинговым услугам АКАР, Президент ARK Group:

"Эксперты РАМУ подвели итоги деятельности рынка маркетинговых услуг за 2018 год. Отрадно отметить, что рынок маркетинговых услуг не только показал 12% рост, достигнув 115 млрд рублей, но и превысил экспертные ожидания.

Все сегменты рынка показали позитивный тренд в той или иной степени. Основными драйверами роста были активности брендов на чемпионате мира по футболу и увеличение бюджетов на маркетинговые услуги, как одну из наиболее ключевых и эффективных коммуникаций с потребителем."

Реклама в печатных СМИ показывает в среднем заметную отрицательную динамику (-12%) что составляет 18 млрд рублей. Но центральный подсегмент прессы и ведущие издательские дома намного более успешны, а доходы диджитал ресурсов издателей показывают значительный рост, который во многом компенсирует падение доходов от бумаги.

Павел Мирошников, Генеральный директор "Бюро тиражного аудита АБС":

"В этом году Комиссия экспертов оценила сегмент по новой, уточненной методике, включая не только доходы собственно печатных СМИ, но и доходы издателей от своих диджитал ресурсов.

У печатных СМИ падение доходов продолжается. Это происходит во многом благодаря неразумным действиям властей на федеральном и региональном уровнях, которые ограничивают рекламу в печатных СМИ, ассортимент в киосках прессы, уничтожают сами киоски, убивают пошлинами полиграфию, разрушают почтовую доставку и т.д., и т.п. Несмотря на это читатель любит и читает прессу, аудитория у прессы сохраняется.

Центральный сегмент печатных СМИ, включающий федеральную и московскую прессу - наиболее интересную рекламодателям, - почти не падает. Падение в принте вызвано серьезным сокращением рекламного рынка в прессе в российских регионах. Продолжается процесс перераспределения аудитории (читателей) и бюджетов между изданиями первой двадцатки и остальными изданиями. Крупные издатели увеличивают свою долю в аудитории и доходах, динамично развивают свой бизнес в области мультимедийности. Ведущие издательские дома превратились из издателей печатной прессы в фабрики производителей контента как для бумажных, так и для цифровых ресурсов. При этом падение доходов от бумаги они вполне компенсируют опережающим ростом доходов от своих диджитал ресурсов".

Показатели объемов закупки на радио не изменился с 2017 года и по-прежнему составляют 16,9 млрд рублей.

Алексей Зятицкий, Сопредседатель комитета агентств-продавцов электронных СМИ АКАР, Исполнительный директор "Дом радио рекламы":

"Рынок радио в 2018 году не показал значимых изменений относительно показателей прошлого года, как в сегменте "Регионы", так в сегменте "Москва+Сеть".

Стабильность сохраняется по ТОП 5 категорий на радио. Основными отраслевыми сегментами на радио являются: авто, медицина, ритейл, финансы и недвижимость. Авто и финансы показали положительную динамику.

Основной тренд рынка - укрупнение и централизация бюджетов, что привело к усилению позиций сетевых коммуникационных групп в общем биллинге.

Актуальной и часто обсуждаемой является тема исследований. В 2018 году индустрия совместно с компанией Медиаскоп приняла решение о расширении панели исследований по России. В 2019 году объем аудитории радио будет увеличен существенно, за счет географии 0+".

Суммарный объем региональных рекламных бюджетов за 2018 год составил 48.4 млрд рублей, что на 2% меньше аналогичного показателя 2017 года. В расчет включены четыре медиасегмента (телевидение, радио, пресса и наружная реклама) без учета московского регионального рекламного рынка. Необходимо отметить значительное снижение объема рекламных бюджетов в сегменте пресса с 5.4 до 4 млрд рублей в сравнении с 2017 годом, а рынок наружной рекламы перестал расти и упал до -5%. Также стало понятно, что за пределами Москвы люди меньше вкладывают в наружную рекламу и делают фокус на продвижение с помощью TV: 9,5 млрд рублей против 26 млрд рублей соответственно.

, Сопредседатель комитета исследований аудита и рекламных технологий, Генеральный директор ЗАО "ЭСПАР-Аналитик":

"Подведение итогов 2018 года для наружной рекламы выполнялось экспертами Национальной Ассоциации Визуальных Коммуникаций (НАВК) при участии компаний ЭдМетрикс и ЭСПАР. Объемы рынка наружной рекламы, так и всего рынка OOH (Out-of-home) в 2018 году продемонстрировали умеренный рост в 3% и достигли 43,8 млрд рублей. Главным драйвером роста явилась цифровая трансформация индустрии наружной рекламы. Количество цифровых рекламоносителей за год увеличилось почти на 40%. Количество рекламодателей, размещавших рекламу на цифровых рекламных конструкциях, выросло почти на 80%. Доля "digital" сегмента общем объеме затрат на наружную рекламу приблизилась к четверти, а по Москве – к 40%.

Подключение новых экспертов к процессу оценки объемов рынка позволило обнаружить, что один из его сегментов ранее существенно недооценивался. В 2017-2018 годах в канун и во время проведения ЧМ-2018 имел место значительный рост объемов рекламы в аэропортах, которые осуществили крупные инвестиции в современные цифровые рекламоносители. По итогам 2018 года этот сегмент был оценен в 2,6 млрд рублей. В связи с этим было признано необходимым провести корректировку данных по объему рынка OOH за 2017 год".

Комитет по промоиндустрии АКАР оценил объем сегмента в 2018 году в 22.2 млрд рублей и динамику в +8%.

Алексей Вязовцев, Председатель промо комитета АКАР, Генеральный директор ООО "Альтернативный маркетинг":

"В этом году рынок промо продукции показал рост порядка 8 %. Основными рынками остаются Москва и Санкт-Петербург с долями 45% и 20% соответственно.

Но мнению экспертов Комитета промо индустрии это связано с большим вниманием рекламодателей к прямым контактам с потребителями. В огромном потоке рекламных сообщений, обрушивающихся на потребителя со всех сторон, индивидуальный, узко таргетированный контакт при помощи промо продукции позволяет создать более длительную и "теплую" связь с брендом.

Серьезное влияние оказал и прошедший в России Чемпионат мира по футболу. Большое количество промо продукции с символикой ЧМ и просто спортивной символикой было произведено в этом году. На фоне интереса к спорту развивался в 2018 году спортивный мерчендайзинг. Более сегментированные исследования рынка промо индустрии будут представлены Комитетом промо индустрии АКАР в ближайшее время.По мнению экспертов Комитета промо индустрии АКАР в этом году рост продолжится."

Суммарный объем региональных рекламных бюджетов в рассматриваемых городах составил за оцениваемый период около 29.1 млрд рублей за вычетом НДС. По общим затратам на рекламу лидирует Санкт-Петербург с 9.579 млн рублей, на втором и третьем местах Новосибирск и Екатеринбург с 2.305 и 2.187 млн рублей соответственно. Самый низкий рекламный бюджет оказался в Волгограде – 669 млн рублей.

, член Комиссии экспертов АКАР, руководитель отдела Аналитического центра НСК:

"2018 год для российской региональной рекламы выдался непростым. Мы наблюдаем положительную динамику объемов бюджетов в сегменте регионального телевидения и относительную стабильность на радио. Но в то же время вследствие снижения объемов рекламы в наружной рекламе и прессе, общий объем региональной рекламы, по оценке комиссии экспертов АКАР, показал отрицательную динамику -2% и составил примерно 48.4 млрд рублей. И в итоге суммарная доля региональной рекламы на отечественном рекламном рынке сократилась на 2 п.п., составив всего 18% от всего рынка.

Помимо оценки общих объемов региональной рекламы по отдельным медиа-сегментам, рабочая группа АКАР традиционно проводит оценку рекламных объёмов четырёх "классических" медиа по крупнейшим городам России (без Москвы). В 2018 году было принято решение добавить к оценке ещё два города: Воронеж и Краснодар, которые за прошедший год перешагнули отметку в 1 млн жителей. По результатам оценки, Краснодар вошел в пятерку крупнейших рынков России"