Одинокие, продвинутые и богатые: как поколение Z меняет рынок жилья

Людям, которые скоро будут править миром, сейчас еще нет восемнадцати. Это то самое поколение Z, которое еще даже не начало зарабатывать деньги, но уже влияет на все рынки, так как маркетологи вовсю стараются вычислить, что же понравится этим загадочным людям из будущего. О том, как консервативный рынок недвижимости меняется, ориентируясь на интересы постмиллениалов, рассуждает генеральный директор цифрового агентства недвижимости "33 Слона" Владислав Санников.

Как поколение Z меняет рынок жилья
© РИА Новости

Сегодня ни у кого нет сомнений, что цифровизация давно стала глобальным трендом, влияя на большинство сфер нашей повседневной жизни. Даже процесс покупки жилья сегодня при желании может быть практически полностью оцифрован и автоматизирован. Например, покупатель, не вставая с дивана, уже может зайти в приложение, выбрать в нем локацию, подобрать планировку, пройти с 3D-гидом по будущей квартире, подать заявку на ипотеку, перевести денежные средства за сделку.

Тем не менее, по оценке PwC, степень цифровизации в недвижимости все еще низкая даже на глобальном уровне, а главным драйвером этого процесса станет спрос. Сегодня его формируют миллениалы, люди, родившиеся в 80-х и 90-х годах. По сути дела, сейчас они правят миром, но совсем скоро им на смену придет поколение Z - постмиллениалов.

Правила жизни Z

Именно эти люди будут править миром через 10-15 лет. Они не знали жизни до 11 сентября и "Матрицы". Они не просто выросли с интернетом, они родились с аккаунтом в Facebook. У них нет кумиров, они живут в эпоху кризиса и стремятся изменить мир. Они самостоятельны и хотят как можно скорее начать взрослую жизнь. Z любят готовить и играть в видеоигры, а мировые проблемы воспринимают как свои собственные. У них также больше всего шансов стать предпринимателями. Говорят, что поколение Z будет самым богатым и именно они сделают реальностью коммерческие запуски в космос.

К сожалению, у них мало друзей и возникают проблемы с самоидентификацией. Но недостаток общения с внешним миром они компенсируют вниманием к собственному. И как и другие их сверстники, скорее всего, будут интересоваться искусством и наукой.

По данным Bloomberg, представители поколения Z составляют треть от 7,7-миллиардного населения планеты, и их платежеспособность растет. Поэтому именно на них уже сейчас должны ориентироваться девелоперы и риелторы.

Недвижимость людей будущего

Хотя поколение Z "придет к власти" еще не завтра, рынок начинает понемногу адаптироваться под его запросы. Особенности психологического портрета поколения Z заставляют девелоперов все более активно внедрять в своих домах цифровые технологии. Зеты будут постоянно заняты работой и путешествиями, поэтому им не обязательно иметь большое жилище, но важно иметь удаленный доступ ко всему, что связано с ЖКХ. Например, уже сегодня набирают популярность системы "умного дома", позволяющие удаленно фиксировать протечки и сообщать о них диспетчеру. Или те, что помогут отключить отопление там, где оно не требуется.

Зеты очень требовательны и к себе, и ко всему, что их окружает. Им нужны деньги на новые впечатления, поэтому они экономны. Живя в мире, наполненном проблемами, они стремятся привнести свой вклад в заботу об экологии планеты. Все это заставляет их ценить здоровый образ жизни и зеленое строительство. Поэтому тренд на эко сертификацию станет еще более явным в случае с поколением Z.

Еще одной особенностью коммуникации с поколением Z является их запрос на вовлекающие игровые механики, которые помещают контент в фокус внимания перегруженных информацией юных потребителей. Такого рода коммуникации протестировали в группе ПСН. Желая поэкспериментировать с моделью работы с поколением Z, в компании создали мультфильм и онлайн-игру, посвященные проекту квартальной застройки микрорайона “Домашний”. В результате всего за месяц, в течение которого длился проект, в компании получили охват более 1,5 миллиона человек в социальных сетях, из которых 20 тысяч перешло на созданный для этой игры сайт.

Тренировки на роботах

Совсем недавно голосовые помощники были непременным атрибутом фантастических фильмов, но прошло буквально несколько лет и фраза "Окей, Гугл" стала для нас вполне привычной, а наши дети задают вопросы умной колонке "Яндекса" с "Алисой" внутри. Однако поколение Z ждет, что это будут умные "роботы", с которыми можно будет общаться и на отвлеченные темы. То есть такой голосовой помощник-риелтор должен уметь отвечать не только на линейные вопросы "Какой метраж спальни?", но и адекватно пошутить в ответ на вопрос "А мне не будем там скучно жить одному?".

Есть место голосовым помощникам и в сфере недвижимости. Так, мы в компании запустили робота, играющего роль клиента, чтобы стажеры отрабатывали на нем свои коммуникативные навыки для совершения "холодных звонков". За короткий телефонный звонок сотрудник старается применить всю совокупность методов, которые максимально эффективно приводят к конкретному результату. Если риелтор не справляется, робот не пускает его на следующий уровень. За все отвечают специальные скрипты. Программа, кстати, разговаривает не механическим голосом, а вполне живым, с человеческими интонациями.

Ненастоящая реальность

Даже представители нынешнего поколения активно используют планшеты, виртуальную и 3D-реальность. Так, исследование, которое в 2016-2017 годах провела американская компания Coldwell Banker Real Estate, показало, что три четверти, а точнее 77%, клиентов предпочли бы иметь возможность просмотреть VR-туры прежде, чем прийти на сам объект недвижимости. Похожие результаты показывают и опросы, проводившиеся в том же 2017 году компанией Vrara. Согласно им, около 76% респондентов из России, Белоруссии и Украины ознакомились с панорамным туром, которые им предлагали агентства недвижимости. Чуть меньше, 72,1%, выбрали бы того застройщика, который предложил бы им выбрать жилье, не выезжая на просмотр. При этом 60% подтвердили – применение технологии виртуальной реальности позволила им быстрее определиться с покупкой недвижимости, чем обычная презентация, выполненная в 2D. Можно с уверенностью сказать, что по мере взросления постмиллениалов доля покупателей, предпочитающих 3D-технологии при выборе недвижимости, будет только увеличиваться.

Для представителя поколения Z крайне важна экономия времени. Поэтому возможность предоставления электронных услуг в одном комплексе - еще одна серьезная тенденция, набирающая силу на рынке недвижимости. Разумеется, сделать это можно через приложение для смартфона, с которым не расстается ни один современный человек.

Девелоперы, агентства недвижимости и управляющие компании уже начали писать собственные приложения, с помощью которых клиент может записаться на просмотр квартиры или получение ключей, посмотреть онлайн-камеры во дворе собственного дома, вызвать сантехника и так далее. В свою очередь, для компаний такое приложение может стать еще одним инструментом для сбора данных. Главное – правильно анализировать их и умело применять в бизнесе.

Вполне вероятно, что цифровые технологии, использующие "большие данные", в скором времени вытеснят с рынка недвижимости аналитиков и менеджеров. Уже сейчас на основе big data можно настроить выдачу рекламы именно о том проекте, который больше всего подходит под профиль потенциального клиента с учетом его интересов, предпочтений и круга общения.

Немного человечности

В нашей компании сотрудник не может представить свою работу без смартфона: в мобильном приложении хранится вся необходимая для дела информация. Риелтор работает с профессиональными базами данных, оперативно предоставляет клиенту аналитику и отчетность по всем интересующим параметрам. Но, несмотря на цифровизацию многих процессов, в сфере подбора недвижимости без участия риелтора пока еще не обойтись. При просмотре коммерческого помещения или жилья клиенту может потребоваться личное мнение профессионала о неочевидных преимуществах или недостатках объекта.

Сама по себе риелторская услуга в том виде, как ее привыкли воспринимать, уже не востребована. Секрет успеха заключается в том, чтобы из традиционной услуги "посредничество риелтора" сделать полноценный сервис для клиентов "нового времени". Только синергия цифровых технологий и наработанного личного опыта может привести к успеху в сегодняшних реалиях.

Уже в ближайшем будущем скорость процесса купли-продажи увеличится в разы. Следующим этапом станут упрощение бюрократических процедур со стороны государства и законодательное регулирование передачи прав собственности на недвижимость через технологию распределенных реестров с помощью электронной цифровой подписи. После этого переход права по объектам недвижимости может проходить за часы, а не дни или недели, как сейчас. Бизнес к такому переходу уже готов.