Новое жилье тает в размерах просто на глазах

Средние площади квартир в петербургских новостройках продолжат уменьшаться. Виной всему худеющий кошелек покупателя, тренд разумного потребления и мода на еврожилье. Как меняются предпочтения покупателей и какими становятся квартиры в петербургских новостройках, эксперты обсудили на круглом столе BN.ru "Квартирография: удобство для жизни или для застройщика". Курсом минимализма Главный тренд при проектировании новостроек последних лет - неудержимый рост количества студий с однушками и уменьшение средних площадей квартир. Если лет десять назад двушки и трешки занимали больше половины предложения строящегося жилья, то сейчас на рынке балом правит малогабарит. Как рассказала ведущий аналитик BN.ru Ольга Романова, за последние три года доля студий и однушек в сданных жилых комплексах Петербурга увеличивалась и уже приблизилась к отметке в 70%. Соответственно тает и средняя площадь квартир - на данный момент в Петербурге это 44 кв. м. В городских предместьях новостройки c площадью квартир 25 кв. м давно уже не редкость. "Тенденция сокращения площадей коснулась даже домов бизнес-класса - в некоторых проектах появляются студии самых скромных метражей, что раньше для бизнес-класса было делом невозможным", - отмечает Ольга Романова. Основная причина моды на минимализм - экономическая: предложение реагирует на спрос, а большинству покупателей масс-маркета по карману лишь студии с однушками, говорит директор департамента новостроек АН "Александр Недвижимость" Сергей Беляков. В пригородах появились локации "первого жилья", где покупателя интересует исключительно цена, а иные характеристики новостройки - в меньшей степени. "Покупатель в эконом-классе готов мириться с тем, что на одной площадке с ним будет двадцать студий и три однокомнатных квартиры. Но в любом случае в жизни людей даже покупка таких студий - это качественный шаг вперед", - отмечает эксперт. При этом минимальный размер студий, востребованных покупателями, судя по всему, застройщики уже нащупали опытным путем. По словам Сергея Белякова, когда в квартирографии появились студии площадью 19 кв. м, их поначалу активно раскупали. Но потребитель быстро раскусил, что уровень жизни в таких метражах слишком низкий. Сейчас площадь студий в новостройках масс-маркета в основном стартует от 22 квадратов. Некоторые эксперты уверены, что студии будут терять популярность и проигрывать быстрорастущему рынку апартаментов, который в основном предлагает компактные по площади юниты. "Молодое поколение будет все больше обращать внимание на этот формат недвижимости. Апартаменты подразумевают широкий спектр услуг для проживающих и все же немного дешевле жилых объектов", - говорит директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина" Ася Левнева. О разумном потреблении В сегментах комфорт и бизнес снижение метражей, помимо всего прочего, обусловлено запросом на разумное потребление. "Если в квартире будут проживать один-два человека, зачем приобретать площадь в 60 кв. м - вполне достаточно и 40 квадратов, иначе затраты на отделку, коммунальные платежи, содержание и т. д. будут выше. Процесс сокращения метражей необязательно ведет к понижению классности жилья - его определяет качество жилой среды", - говорит Сергей Беляков. Размеры жилых помещений будут и дальше уменьшаться - это общемировой тренд, уверена генеральный директор компании "Бонава Санкт-Петербург" Мария Черная. Меняются среднестатистические модели потребления. Люди все меньше времени проводят дома, поздно заводят семью, предпочитают снимать жилье, а деньги тратить на путешествия и впечатления. А если и приобретают квартиру, то не на всю жизнь. Еще один тренд - уменьшение метражей влечет за собой увеличение в домах доли общего имущества с дополнительным функционалом, который можно использовать в личных целях. "У нас в одном из проектов открылся хобби-рум - квартира на последнем этаже, которая являлась общедомовым имуществом. Ее можно забронировать через УК и бесплатно использовать. Сначала было недоверие, теперь хобби-рум пользуется популярностью среди жильцов - для проведения детских дней рождения, занятий с репетитором, йоги, совместных просмотров с друзьями футбольных матчей и т. д. То есть часть функций выносится за стены квартиры", - говорит Мария Черная. Мегаполис - это всегда дорогая земля и дорогое жилье, подчеркивает директор рекламы и маркетинга ГК "Полис Групп" Ольга Ульянова. Поэтому новостройки масс-маркета будут и дальше развиваться в направлении небольших квартир, но с повышенной функциональностью. "Воспитывать много детей в городе - утопия. Семья с тремя детьми даже в трехкомнатной квартире - это уже некомфортно. В европейских мегаполисах люди приобретают небольшие квартиры, а на выходные уезжают жить за город. Настоящее семейное жилье - это загородные дома, к чему и мы когда-нибудь придем", - считает Ольга Ульянова. Правда, маятниковая миграция пока не наш вариант из-за одной из главных российских бед - плохих дорог. "Евро" опытным путем С просторными квартирами стандартных планировок все активнее конкурирует евроформат - рациональные планировки, где кухня и гостиная слиты в едином пространстве, почти нет коридора, а изолированными остаются только небольшие спальни и санузел. "Двенадцать лет назад даже внутри своей компании мы сталкивались с протестным движением - зачем нам нужны такие планировки? Сейчас такие квартиры пользуются все большей популярностью, и во всех проектах мы используем просторные кухни-гостиные: от 18 кв. м, если квартира маленькая, и до 35-40 кв. м - в больших квартирах с тремя спальнями. При этом средняя площадь спальни - это 10-12 кв. м. Комнаты в 20-25 кв. м среднестатистическая модель потребления считает неоправданно большими - слишком дорого", - рассказывает Мария Черная. Евроформат не съедает лишней площади, поэтому и больше популярен среди покупателей, чем квартиры стандартных планировок, говорит Ольга Ульянова. Квадратный метр в евроквартирах дороже на 5-7%, в том числе из-за повышенных затрат на проектирование. Но и ценовая динамика у них гораздо выше, чем у классических квартир. "Главное преимущество европланировки - в большой кухне-гостиной, где могут собираться для общения все члены семьи. А вот кухня площадью в 8 метров все чаще вызывает вопросы у покупателей", - отмечает она. Интересно, что и квартиры евроформата также проходят путь определения оптимальных площадей. Застройщики их проектируют, исходя из средних размеров стандартной мебели. К примеру, попытки уложить метраж евроспальни в 8 квадратов оказались неудачными - без мебели такие комнатки выглядели кладовками. В итоге сейчас в квартирах евроформата спален меньше 10 кв. м почти никто не проектирует. Помнить о детях Все силы государственной поддержки сейчас направлены на молодую семью с детьми (маткапитал, льготная ипотека и т. д.). Но быстрорастущие микрорайоны, где основной товар - студии и однушки, предлагают слишком мало вариантов для выбора. "Если молодая семья родит второго ребенка в однушке и захочет улучшить свои жилищные условия, не переезжая далеко, то может столкнуться с дефицитом предложения", - предупреждает Ольга Романова. Востребованность малогабаритных или семейных квартир в первую очередь зависит от локации и концепции проектов, считает Ася Левнева. Студия - это первое жилье и возможность уехать от родителей. Однушка или евродвушка больше подходят для молодых пар без детей. Но кварталы, которые перенасыщены малогабаритом, зачастую испытывают дефицит инфраструктуры и не подходят для "взрослых" категорий покупателей. "У нас в локации нет студий и большое число двух-, трех- и четырехкомнатных квартир - основной упор сделан на семьи с детьми. Говорить нужно не только про голые квадратные метры, но и про средовой продукт с учетом целевой аудитории, который создает застройщик", - говорит она. Тем более что конкуренция на рынке давно уже не ценовая, а качественная. Покупатель становится все требовательнее и уже сам определяет, что для него важно и ценно и за какие планировки и метражи он сегодня готов платить.

Новое жилье тает в размерах просто на глазах
© Бюллетень Недвижимости