Компания ОВК предсказала тенденции спроса на грузовые вагоны до 2025 г.

По ее словам, здоровый профицит - 2% от общего парка полувагонов, это около 10 тыс. вагонов, в настоящее время рынок вошел в стадию падения. С начала 2019 г. ставка на типовой полувагон снизилась на 22%, по оценкам экспертов, в 2020 г. условия на рынке будут способствовать дальнейшему снижению ставок, при этом эффективность сети снижается. Средний оборот полувагонов на сети РЖД за 3 квартала 2019 г. вырос до 19,7 дней, то есть на 9,5% к аналогичному периоду 2018 г., в целом оборот продолжает расти с 2017 г., но если раньше основной причиной было увеличение экспортных отправок на дальние расстояния, то с 2019 г. участилась ситуация с «брошенными поездами» - составы останавливаются при подходах к портам, так как инфраструктура не способна принять большее количество вагонов. Грузооборот продолжает расти, соответственно, ожидается умеренный рост грузовой базы, перевозимой в полувагонах, а также дальнейшее увеличение средней длины из-за переориентации грузопотоков на Восток, среднегодовой темп роста грузооборота в период 2020-2025 гг. составит 2,1%. «По итогам 2019 г. ожидается, что выпуск полувагонов составит более 38 тыс. ед., что станет одним из лучших результатов отечественного вагоностроения. Однако по нашей оценке, рынок находится в стадии перепроизводства, так как реальная потребность в новых полувагонах существенно ниже существенно ниже производственных планов заводов. Полувагоны нового поколения в структуре реализации вновь стали доминировать, доля полувагонов на тележке 25 тс в структуре реализации полувагонов вырастит до 75-85% уже к 2021 г. При этом, по мере увеличения доли полувагона на тележке 25 тс в парке на сети, требуемый парк для вывоза груза уменьшается», - отметила Н. Борисенко. По оценкам экспертом, в 2020-2022 гг. ситуация на рынке полувагонов будет стагнировать, в 2020 г. ожидается перепроизводство полувагонов и, как следствие, увеличение профицита до 24-25 тыс. ед. Снижение потребного парка будет способствовать дальнейшее замещение парка полувагонов инновационными моделями. В результате простаивающий парк полувагонов достигнет к 2020 г. порядка 27 тыс. ед. Количество производимых полувагонов будет снижаться, в 2020 г. прирост парка составит 19 тыс. ваг, в 2021-2025 гг. 12-13 тыс. полувагонов ежегодно. Таким образом, прирост активного парка к 2025 г. составит 82,6 тыс. полувагонов по отношению к 2019 г. Однако, прогнозируется, что с 2021 года возобновится спрос на нефтебензиновые цистерны, спрос может составить до 5 тыс. ед. ежегодно к 2025 г. Этому свидетельствует рост арендной ставки в 2019 г., который увеличился в 1.5 раза по сравнению с 2018 г. Наблюдается консолидация рынка крупными компаниями и длительное невосполнение парка, которые могут привести к дефициту нефтебензиновых цистерн к 2021 г. По оценкам НПК «ОВК» спрос на фитинговые платформы (80 фт) сохранится ввиду реализации транзитного потенциала России, стимулирования отрасли деревообработки, продукция которой также перевозится на фитинговых платформах и выполнения планов по экспорту зерна в контейнерах в страны Юго-Восточной Азии, и прежде всего в Китай. В сегменте крытых вагонов ожидается увеличение спроса в 2020-2025 гг. из-за значительного списания старого подвижного состава, спрос ожидается в районе 3-5 тыс. вгонов ежегодно. Сохраняются признаки высокого спроса на хопперы-минераловозы, ежегодно растет объём производства и прослеживается увеличение цены вагона. Ожидаемый спрос – 1-1,5 тыс. вагонов в год. Наблюдается наступление баланса сегмента хопперов-зерновозов, прогнозируется, что после пикового периода в 2019-2020 гг. постепенно спрос будет ослабевать, но сохранится на уровне 2-3 тыс. вагонов в год. Однако, на рынке зерна возможно консолидация, которая приведет к большей инвестиционной активности и дополнительному развитию отрасли.

Компания ОВК предсказала тенденции спроса на грузовые вагоны до 2025 г.
© РЖД-Партнер