КСП выявила нарушения при использовании бюджетных средств на при приобретение жилья для детей-сирот в 2019 году

Контрольно-счетной палатой Кировской области совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг эффективности использования бюджетных средств на реализацию мероприятий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений в 2019 году». Решение о проведении мониторинга было принято по итогам предыдущей проверки использования бюджетных средств на приобретение жилья для детей-сирот, в ходе которой выявлены факты несвоевременного предоставления жилых помещений, недостатки в правовом регулировании вопросов защиты детей-сирот, нарушения законодательства по учету граждан и предоставлению жилья, а также многочисленные случаи приобретения жилья ненадлежащего качества и несоответствующего требованиям законодательства. Как показали результаты мониторинга министерством образования и органами местного самоуправления приняты меры по устранению нарушений и недостатков. Нормативно урегулированы вопросы оказания помощи по социальной адаптации детей-сирот в форме постинтернатного сопровождения, в муниципальных образованиях разрабатываются необходимые документы, усилен контроль за приобретением и предоставлением жилья, проводится претензионная работа. Вместе с тем обследованиями приобретённых в 2019 году для детей-сирот жилых помещений продолжают отмечаться недостатки в деятельности органов местного самоуправления при реализации переданных полномочий. Выявлены факты приобретения жилья несоответствующего требованиям законодательства и конкурсной документации, а необходимые меры по устранению дефектов жилых помещений муниципалитетами, как правило, не принимаются. Общая потребность в проведении ремонта жилья специализированного фонда, по информации муниципальных образований, составляет 1,5 млн. рублей. Действующей методикой расчета субвенции не предусмотрено расходование средств областного бюджета на ремонт жилья спецжилфонда. Результаты мониторинга свидетельствуют, что не все органы местного самоуправления приняли достаточные меры по устранению и предупреждению нарушений. Отмечены недостатки нормативной базы, установлены случаи завышения бюджетных расходов при заключении контрактов на покупку квартир, приобретения невостребованного и некачественного жилья, предоставления квартир с нарушением законодательства. Муниципальными образованиями не всегда принимаются необходимые меры по определению и взысканию платы за наем помещений, не контролируется состояние жилых помещений и поступление коммунальных платежей. Проверками установлены факты загрязнения и разрушения жилых помещений, около 30% детей-сирот не проживают в предоставленных квартирах, а жилье неправомерно сдается в поднаем или предоставляется другим гражданам по договорам «сохранности жилых помещений». Низкий уровень востребованности жилья, по мнению Контрольно-счетной палаты, обусловлен, в том числе, дефектами жилых помещений, неразвитой инфраструктурой в отдельных муниципальных образованиях области, а также переездом детей-сирот в другие населенные пункты для работы, учебы и по иным причинам. Более 70% нанимателей несвоевременно оплачивают коммунальные платежи. Общий объем задолженности по оплате ЖКУ и плате за наем увеличился в анализируемом периоде на 35% и на 01.01.2020 составил 55,1 млн. рублей, из них 36,7 млн. рублей, или 67% – просроченные долги (свыше 12 месяцев). При этом в отдельных муниципальных образованиях информация о просроченной задолженности отсутствует, а согласно сведениям, запрошенным у ресурсоснабжающих организаций, выявляются случаи занижения показателей о состоянии расчетов за ЖКУ. В Котельничском районе сведения о задолженности за ЖКУ вообще не собираются и не анализируются ответственными должностными лицами. В муниципальных образованиях продолжают выявляться факты приобретения жилья для детей-сирот, построенного из легких конструкций (SIPпанелей, сэндвич панелей и т.п.) с электроотоплением. Так, в Советском районе в октябре 2019 года были приобретены 13 блокированных жилых домов по начальной (максимальной) цене 705,51 тыс. рублей за жилое помещение, построенных в двух деревянных домах (каркасных с утеплителем), разбитых на 10 блок-секций с конвекторным электроотоплением. Необходимо отметить, что для переселения из аварийного жилья подобные квартиры не приобретаются на основании нормативных ограничений, однако для детей-сирот аналогичные нормы не установлены. Кроме того, результаты проверок и мониторинга указывают на низкую эффективность расходования бюджетных средств на жилые помещения, отопление которых осуществляется за счет электричества. Данные жилые помещения, как правило, простаивают и разрушаются, что требует дополнительных бюджетных средств на ремонт или на предоставление другого жилья детям-сиротам. Подобные случаи выявлялись в Котельничском (15 квартир в д. Зайцевы) Оричевском (30 квартир в п. Оричи) и Юрьянском (6 квартир в п. Мурыгино) районах, где жилье не востребовано, ухудшаются его потребительские характеристики, периодически размораживаются системы водоснабжения, растут долги граждан за ЖКУ. В ходе мониторинга также выявлены недостатки при оформлении квартир для детей-сирот в муниципальную собственность, а также нарушения порядка ведения реестра имущества и бухгалтерского учета нефинансовых активов. Эффективные меры по устранению и предупреждению таких нарушений органами местного самоуправления не приняты, что указывает на низкую исполнительскую дисциплину и слабый уровень ответственности должностных лиц. В целях устранения выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждения подобных нарушений в дальнейшем Контрольно-счетной палатой Кировской области направлена информация в министерство образования Кировской области и в муниципальные образования Кировской области. Отчет о результатах мониторинга направлен Губернатору Кировской области, в Законодательное Собрание Кировской области, Уполномоченному по правам человека в Кировской области, Уполномоченному по правам ребенка в Кировской области. Информация о нарушениях законодательства при предоставлении детям-сиротам жилых помещений направлена в органы прокуратуры. По итогам экспертно-аналитического мероприятия министерству образования предложено принять меры по корректировке методики расчета субвенции и нормативному ограничению приобретения жилья для детей-сирот из легких конструкций (легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК), SIPпанелей, сэндвич панелей, и т.п.). Полнота устранения нарушений и эффективность принятых мер остаются на контроле. Фото – yandex.ru

КСП выявила нарушения при использовании бюджетных средств на при приобретение жилья для детей-сирот в 2019 году
© Vyatka-grad.ru