Темпы роста фитнес-индустрии замедлились: что это значит для отрасли?

Индустрия фитнеса сейчас — неотъемлемая часть социальной инфраструктуры России. В то же время в последние несколько лет темпы роста отрасли замедлились. Согласно исследованиям РБК, фитнесом в стране занимается около 3% населения, эта цифра постоянно растёт, но при этом фитнес-индустрия в России развита гораздо меньше, чем в большинстве стран мира. Так, в США эта цифра достигает 20%, а в Скандинавии стремится к 30%. Почему так происходит, рассказала президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, руководитель сети фитнес-клубов, эксперт Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере спорта в России Ольга Киселёва. По её словам, фитнес в России развивается достаточно давно, но взрывного роста индустрия не демонстрирует. Причины этого кроются в тех сдерживающих факторах, которые не дают отрасли динамично развиваться. Согласно исследованиям РБК, фитнес-индустрия развивается в основном в крупных городах России: в Москве и Московской области 47% рынка, в Санкт-Петербурге — 11,5%, в городах-миллионниках — 21% и только 20,5% приходится на весь остальной российский рынок. «Начиная с 2015 года темпы роста отрасли существенно уменьшились. Например, в 2017 году прирост финансового оборота отрасли достигал более 7%, а в 2018 году показатели упали до 5,7%. Это явно демонстрирует возникновение барьеров у развития бизнеса. Потребность в фитнесе, как в модном, здоровом, трендовом направлении уже сформировалась у российского клиента, но для большинства потребителей ограничением в получении услуги является цена. Понятно, что если бы фитнес был бы дешевле, то больше людей занимались бы спортом», — рассказала Киселёва. Однако, надо понимать, что в бизнес-модели фитнес-клуба уменьшение цены членства ведет к сокращению маржинальности бизнеса. А фитнес — коммерческая отрасль, в любом случае задачей бизнеса является получение прибыли, поэтому сокращение цены на услугу может возникнуть только, если будет возможность сократить операционные расходы фитнес-клуба. Основными статьями операционных расходов являются аренда, стоимость обслуживания кредитов, фонд оплаты труда (ФОТ) и налоги на него. Эксперт пояснила, что ФОТ в фитнес-клубе составляет более 40% операционных расходов плюс огромные социальные налоги — это заставляет ряд мелких операторов работать по «серым» схемам или же сокращать штат компании: «С января 2019 года официально были упразднены последние преференции для фитнеса в этой части. Согласно федеральному закону от 23.04.2018 N 95-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» часть категорий страхователей переходит с пониженных тарифов страховых взносов на основные, а именно, согласно пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ организации и ИП на УСН ведущие деятельность фитнес-центров. Таким образом, если ранее, до 1 января 2019 года фитнес-клубы, работающие на УСН, применяли пониженные тарифы страховых взносов в размере 20% на ОПС, то с 1 января 2019 года тарифы страховых взносов увеличились на 10%. И это серьёзно повлияло на эффективность бизнеса в фитнесе». Также Киселёва добавила, что одним из ограничений для развития бизнеса являются стоимость кредитных денег и цены квадратного метра аренды. И те, и другие показатели — примерно одинаковы для всех коммерческих отраслей. Не учитывается только тот момент, что фитнес является социально ориентированной отраслью и напрямую влияет на формирование здорового образа жизни граждан страны. «Сейчас кредитная ставка в банках на развитие бизнеса составляет от 14 до 16 процентов. Я сравниваю эти показатели с стоимостью кредитных денег у моих коллег в США, которые составляют от 2% до 4% и понимаю, почему в некоторых штатах количество людей, занимающихся фитнесом достигает 30%», — сказала Киселёва. Арендная ставка — ещё один ограничивающий фактор в развитии отрасли. «Арендодатели в течение последнего десятилетия уже сделали выводы, что финансовая модель фитнес-клуба не позволяет платить среднерыночную ставку аренды, которую может себе позволить крупный ритейл. Именно поэтому ставки аренды для фитнес-клубов несколько меньше уже в рамках регулирования рынком. С точки зрения влияния на эти взаимоотношения государства, оптимальным решением был бы учёт интересов трёх сторон: арендодателя, предпринимателя в фитнесе и государства. Схема может быть такой: если к арендодателю приходит фитнес-клуб, то арендодатель может дать ему особую ставку аренды по ОКВЭД для фитнеса, а государство в рамках этого взаимодействия предоставит арендодателю некие привилегии», — пояснила Ольга Киселева. Эксперт Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере спорта подчеркнула, что аналогичный подход можно в дальнейшем использовать и с банковской сферой. Надо понимать, что объём инвестиций в фитнес-клуб площадью 2−3 тыс. кв. м. составляют от 2 до 3 миллионов долларов. Если стоимость кредитов для бизнесменов в отрасли будет более лояльной, то проекты в фитнесе будут запускаться быстрее, охват людей, занимающихся фитнесом, увеличится, цены на членство в фитнес-клубах понизятся — и гораздо большее количество людей смогут позволить себе занятия спортом в комфортных условиях.