Садовые «шесть соток» придумал Сталин

Считается, что понятие «шесть соток» как синоним личного огорода или сада появилось при Хрущёве. Однако впервые участки размером 600 квадратных метров для выращивания овощей и ягод стали выделять трудящимся по указанию Иосифа Сталина ещё в конце 40-х годов. Как была организована эта работа, наглядно показывает постановление Совмина СССР от 24 февраля 1949 года «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих».

Садовые «шесть соток» придумал Сталин
© Парламентская газета

Документ предписывал выделять под огороды свободные земли городов и посёлков, предприятий и учреждений, в полосах отвода железных и шоссейных дорог. Лучшие и ближайшие к городам участки полагалось отдавать семьям погибших воинов и инвалидам Великой Отечественной войны. Тем, у кого уже были приусадебные участки, огороды не полагались. Местным властям поручили помогать рабочим, уделяя особое внимание урожайности картофеля и овощей. Минсельхоз организовывал продажу семян огородных культур, а Минторговли — удобрений.

Если у служащих не было огорода, они могли претендовать на свой сад. Размеры участков под них зависели от места расположения: в городах — до 600 кв. метров, а за пределами населённых пунктов участки могли быть в два раза больше.

Чтобы оставить себе эти земли в бессрочное пользование, получатели садов должны были пять лет непрерывно отдать работе на своём предприятии. Это правило не касалось тех, кто ушёл с работы на пенсию или вследствие инвалидности, либо умер. При переезде в другой город садовый участок нужно было отдать, но новые владельцы возмещали прежнему его затраты (размер возмещения определяли местные власти).

Документ обязывал владельцев садов в первые три года полностью освоить участки личным трудом, в том числе посадить там фруктовые деревья и ягодные кустарники (крыжовник, малину, смородину и другие). Необходимое количество устанавливали местные власти — и если человек не выполнял это условие, сад у него забирали.

Зато были льготы: за сады и огороды рабочие не платили земельный налог, также не облагались налогом доходы с таких участков. Рабочим, пенсионерам учащимся и инвалидам войны также полагался сезонный абонемент для проезда на свои «фазенды».