Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Как сильно подорожают автомобили при слабом рубле и эпидемии коронавируса?

Нас долго пугали високосным годом — мол, он будет ужас каким непростым, возможны даже катаклизмы мирового масштаба. Как оказалось, 2020 год ожидания оправдывает, даже с лихвой: на дворе пока только март, а испытаний уже выпало на долю жителей Земли немало. Досталось и россиянам. Среди главных потрясений последних дней — эпидемия, снижение цен на нефть и падение курса рубля к доллару и евро. Как это в перспективе скажется на автомобильном рынке?

Как сильно подорожают автомобили при слабом рубле и эпидемии коронавируса?
Фото: ТАССТАСС

Цены на авто и дефицит моделей

Видео дня

Увы, но подорожание новых автомобилей прогнозируют все автомобильные эксперты и аналитики. Причина понятна: резкое падение курса рубля как ответ на снижение цен на нефть. Ведь за неделю нефть подешевела практически на треть, а доллар и евро подорожали на десять рублей. Итог ясен — коррекции цен при сохранении негативного тренда на рынке не избежать. Конечно, не исключено, что в ближайшие месяцы нефть несколько подорожает, а рубль "потяжелеет", но когда это будет? В лучшем случае, по прогнозам ведущих аналитиков, по итогам года нас ждет доллар по 68–70 рублей. И как результат — повышение цен на товары. В первую очередь — на те, где есть "валютная составляющая". Автомобиль — из их числа.

В этой ситуации напрасно заламывать руки — мол, не воспользовались годами экономического роста, не создали самостоятельный, самодостаточный автопром… Хорошо это или плохо, но — невозможно: сегодня автопром — одна из самых интернациональных отраслей в мире. Даже в суперзакрытом Советском Союзе не смогли создать полностью свой автомобиль: на какие-то модели или узлы покупали лицензии или готовые технологии, некоторые создавали в кооперации. Скажете, "Жигули" или "Москвичи" полностью собирали из отечественных деталей? Ничего подобного, порядка 10% были импортными, в основном из Восточной Европы. А сейчас любой автомобиль, собранный в Германии или США, скажем, минимум на треть состоит из комплектующих, прибывших из Азии. И никакого тут злого умысла нет — так выгодно с точки зрения экономики.

Так что давайте смиримся с тем, что нынешние российские авто (т.е. собранные в России, к их числу относятся как "Лады" из Тольятти, так и из Москвы) в среднем локализованы на 50%. Нет, уровень локализации как раз "Лад" и "Рено" как раз выше, но у "Пежо" из Калуги и "Тойоты" из Питера ниже, а в среднем получается как раз 50%. Это очень хороший показатель, между прочим.

Но раз просел рубль и вырос доллар — значит, выше стала в целом стоимость машины и рост цены в перспективе неизбежен. Но по-разному — в зависимости от того самого уровня локализации (см. выше) и многих других факторов. Немедленного повышения цены, конечно же, ждать не стоит — у дилеров неплохие запасы на складах, целые партии новых машин, уже оплаченных, едут к заказчикам. По существующим ценам, понятно. Да и не станут дилеры и производители дергаться, пытаясь немедленно среагировать, глядя на скачущие котировки. Дурное дело нехитрое — на нашем слабом рынке можно и прогореть, если сразу поднять цену. Пример — всем наука: в 2014–2015 годах переписали ценники на "Опели" и "Шевроле", прибавив сразу 40%, и чем это кончилось? Увы, бесславным уходом марок с нашего рынка.

Поэтому пока никто ценники переписывать не будет, зато, похоже, практически все дилеры закрыли (или закрывают) многочисленные акции и программы поддержки, что, конечно же, в итоге приводит к увеличению конечной стоимости покупки для потребителя. И не стоит обвинять их в жадности — впереди всех (и продавцов в первую очередь) ждут тяжелые времена: примерно в апреле начнется реальное подорожание практически всех автомобилей. В результате, по общему мнению всех аналитиков и экспертов, повышение цен из-за падения курса рубля составит до 10% по итогам года. Правда, поэтапное: резкого скачка цен покупатели не вынесут. Цены будут расти медленно, по 2–3% в квартал. Вспомните: после кризиса 2014 года автопроизводители еще три года постепенно корректировали цены.

В первую очередь, по мнению главы ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олега Мосеева, подорожают модели, которые привозят из-за рубежа. Таких у нас вроде бы не так уж и много, примерно 15–20% от всех проданных на рынке, но в списке очень популярные модели — от Suzuki Jimny и Mazda 3 до Toyota Land Cruiser до Lexus RX. Они могут подорожать быстрее всего (уже в апреле, когда закончатся все запасы). Более того — уже в течение этого года некоторые модели и целые компании могут уйти с нашего рынка, хотя официально сегодня никто подобных заявлений не делает. Но — увы! — это реальность. В первую очередь угроза нависает над компаниями, которые не стали организовывать производство в России и чьи продажи невелики. В зоне риска — целый ряд марок: от Honda и Jeep до Fiat и Subaru. О многих китайских брендах я вообще молчу.

Кстати, по данным аналитического агентства "Автостат", за январь-февраль розничные цены на новые автомобили уже выросли на 2–5% (в зависимости от марки и модели); причина — повышение с января утилизационного сбора. Сколько мы получим по итогам года с учетом нынешней экономической ситуации? По мнению главы "Автостата" , рост может составить 10%, а то и больше. "Если ситуация не ухудшится", — уточняет он. А падение продаж новых автомобилей по итогам года в России, по его мнению, составит 8–10%. Вслед за подорожанием новых машин вырастут в цене и подержанные, но только с отсрочкой и, может быть, не так сильно.

В этой ситуации все — и производители, и дилеры, и покупатели — ждут от каких-то шагов для поддержки автомобильного рынка, для смягчения последствий тяжелой ситуации в экономике. Набор механизмов известен и хорошо себя зарекомендовал уже в 2008–2009 и 2014–2015 годах. Не будет такой поддержки — последствия предсказать трудно.

Дешевого бензина не ждем

После того как стоимость барреля нефти на мировых биржах упала до 35 долларов, президент США радостно заявил, что сложившаяся ситуация благоприятна для потребителей и цены на бензин должны снизиться. Российским автомобилистам, честно говоря, не стоит надеяться на снижение цен на АЗС. Топливо в России не будет дешеветь при любом раскладе.

Дело в том, что у нас в России розничные цены на бензин и дизель практически не зависят от стоимости нефти: доля стоимости сырья в цене на топливо составляет примерно 7%. Три четверти цены (порядка 72–73%) приходятся на заложенные в нее государством акциз, НДС и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Остальное — расходы нефтеперерабатывающих компаний на переработку, транспортировку, а также прибыль трейдеров и АЗС. Это, между прочим, не наше изобретение, а типичная схема для нефтедобывающих стран. В Норвегии, к примеру, цена бензина на АЗС — около 2 евро за литр и тоже не падает вслед за нефтью.

Но, если паника на мировых сырьевых и валютных рынках не успокоится в ближайшие недели (а, по некоторым прогнозам, неустойчивость может сохраниться в течение нескольких месяцев), бензин и дизель в рознице и у нас, и во всем мире начнут расти в цене — для начала на уровень инфляции. То есть даже можно ожидать повышения цен на бензин к маю на 2–4%.

Но тут я уверен: государство приложит все силы, чтобы сдержать цены на топливо. Боюсь только, что методы будут… скажем так, не экономического плана. Это позволит удержать цены, но надолго ли?

Запчасти: дядя Вася в помощь

Ситуация на рынке запчастей тоже тревожная. Тут, во-первых, виновата эпидемия коронавируса — ведь весь мир зависит от комплектующих из Китая. Кстати, тут мы в некотором смысле чувствуем себя в более выгодном положении, чем, скажем, США. Они ежегодно получали из КНР комплектующих для автопрома и запчастей больше чем на 10 млрд долларов, а мы — всего на 1 млрд. Так что им еще хуже.

Однако на самом деле все наши производители завязаны на поставки из Поднебесной, кто на 15%, а кто и на все 40%. И задержки (а они неминуемы в связи с закрытием границ), по данным аналитиков рынка, приведут уже в апреле к повышению цен на большой ассортимент запчастей на 15–20%. И, соответственно, могут вырасти цены на обслуживание на автосервисах. Но зато, похоже, наступает золотое время для гаражного умельца дяди Васи, который может не просто заменить стартер, но и разобрать старый и восстановить деталь. Главное, чтобы сделал он это качественно.

В любом случае возможные проблемы с запчастями — временные и будут решены быстро, как только власти объявят об окончательной победе над вирусом и откроют границы. Правда, выросшие цены к прежним показателям вряд ли уже вернутся.

Страна советов

Что делать в этой ситуации? Главный совет: не паниковать и не суетиться. Вы собирались купить автомобиль в этом году, он вам реально нужен? Тогда не следует откладывать покупку, а может быть, даже стоит с ней поспешить. Купить не в июле, как планировали, а в апреле — возможно, вам удастся найти машину по интересной цене. Но опять же соглашаться на первое же предложение не стоит — вам с этим автомобилем жить годы, так что подбирайте именно то, что вам нужно. Чтобы потом не было мучительно больно. Благо, что пока предложений предостаточно.

И ни в коем случае не стоит покупать машину "потому что дешево". Автомобиль — не средство для вложения денег, он становится дешевле уже в день покупки. Вам надо, чтобы рубли, вложенные в полторы тонны металла и пластика, просто ржавели и старели рядом с домом? На платной парковке, которая все время дорожает?

И будьте бдительны! Пока в салонах дилеров безумного ажиотажа не наблюдается, хотя, конечно, число покупателей уже выросло. Чем некоторые, не слишком честные, сотрудники спешат воспользоваться. Вот один мой знакомый присматривался (пока теоретически) к некой новой модели, уже обращался к дилеру по соседству. Так вот, звонит ему на днях менеджер: быстрее приезжайте, выкупайте автомобиль, а то с завтрашнего дня цены резко повышают! Я для вас попридержу одну машинку! Знакомый, не будь дураком, позвонил в представительство и узнал, что никакого повышения цен завтра не будет.

Видимо, предприимчивый продавец, воспользовавшись нервной обстановкой, решил быстренько продать застоявшийся экземпляр. И, скорее всего, безо всякой положенной (пока) скидки. Так что будьте внимательны.