Нефтяное сальто: когда в России подешевеет бензин

Нефть дорожает – бензин дорожает, нефть дешевеет, а бензин… бензин ведет себя очень странно. После того, как баррель Brent «просел» до $30 и ниже, розничные цены на моторное топливо, скажем, в Соединенных Штатах тоже снизились. Примерно вдвое. Так, к концу марта галлон (3,79 л) марки Regulal – это аналог нашего АИ-92 – подешевел до $1,9, а в некоторых штатах (в Кентукки, например) до $0,99. То есть, в пересчете на рубли и литры выходит от 36 до 20 рублей за литр. Можно пойти и сравнить с ценами на наших заправках. Почему Россия не Америка Впрочем, если верить официальной статистике, в России цены на моторное топливо тоже снизились – за первые две недели апреля, в среднем, на 3-4 копейки. По отдельным регионам отмечены более сильные подвижки, например в Сибири, бензин подешевел в среднем на 23 копейки. Наибольшая отрицательная динамика зафиксирована в республике Алтай и в Алтайском крае – снижение на 40,5 и 45 копеек, соответственно. А ведь еще в первой декаде марта, когда баррель Brent опустился до $32, биржевая цена моторного топлива уменьшилась на 2 тысячи рублей за тонну. Однако вряд ли это хоть как-то может отразиться на ценниках наших АЗС. Розничные цены на бензин понизились в России Как пояснил «Профилю» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, в РФ и в Соединенных Штатах действуют принципиально разные системы налогообложения нефтедобывающего и топливного секторов. Там, в Штатах, доля налогов в конечной цене литра бензина не превышает 15-20%, поэтому, когда сырье дешевеет, компании могут пропорционально снизить цены на конечную продукцию (в условиях карантина снижение неизбежно из-за падения спроса). У нас же доля налогов в цене литра топлива достигает 70% – это НДС, госакциз, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Причем последние два налога увеличиваются каждый год, особенно при снижении нефтяных котировок. Так вот, если добавить к налоговой компоненте стоимость переработки, логистические расходы, прибыль оптовиков и розницы, то выйдет, что доля сырья в стоимости литра бензина не превышает примерно 7%. Де-факто, цены на бензин у нас, практически, не привязаны к нефти, и даже двукратное удешевление «черного золота», само по себе, не может заметно повлиять на цены наших бензозаправок. «Уверяю Вас, если бы налоги у нас составляли 15-20%, цена бензина сейчас была бы где-то 15-20 рублей за литр», – резюмировал Евгений Аркуша. Спасители бюджета Кроме того, собеседник «Профиля» признает, что на сегодняшний день, для нефтяных компаний именно розница остается тем сектором, «который обеспечивает какую-то доходность» в то время, как оптовая торговля, как и переработка, стали убыточными. На фоне снижения оптовых цен и убытков от падения продаж (а они велики), маржинальная доходность розничной торговли действительно выросла, и вряд ли компании откажутся от этого источника прибыли. Хотя, как уже высказывались эксперты, ни о какой сверхприбыли речь не идет. Напомним, что между нефтяниками существует договоренность о том, что рост розничных цен на бензин должен коррелировать со средними показателями инфляции. Новак объяснил запрет на импорт дешевого бензина в Россию Не будем забывать и про пресловутый демпфер, позволяющий сглаживать эффект от колебания мировых цен на нефть для внутреннего рынка. В прошлом году этот демпфер помог нам сдержать рост цен на бензин, а в этом году его действие приводит к убыткам нефтяных компаний. «Его влияние достаточно существенно, нефтяники сегодня платят очень большие деньги для того, чтобы наш бюджет не рухнул», – пояснил глава Российского топливного союза. При этом, как отметил представитель РТС, розничные цены на автомобильное топливо в России одни из самых низких в Европе, при схожей налоговой нагрузке (правда, в расчет не берется соотношение зарплат в ЕС и РФ!) И тот факт, что топливо не дорожает (а подобное мы не раз наблюдали в прошлом), уже здорово. Впрочем, возможно неприятности нас ждут впереди – это случится, если нынешняя ситуация на сырьевом и валютном рынках сохранится в течение нескольких месяцев. Тогда, по разным оценкам, еще до начала лета бензин может прибавить в цене от 1-2% до 4%. Так же есть риск ускоренного роста цен, если наш Центробанк решит скорректировать прогнозные показатели инфляции в сторону увеличения.