Журналисты оценили культурный и научный потенциал Карелии

Есть такие проектыИз-за коронавируса тур имел свои особенности: накануне поездки журналисты сдали тест на коронавирус, а все встречи в Карелии проходили исключительно в масках. Для Григория Рапоты это была первая рабочая поездка в российские регионы.Отвечая на вопрос "СОЮЗа",­ почему была выбрана именно Карелия, Госсекретарь отметил, что республику с Беларусью связывают многолетние экономические, социальные и культурные отношения. К тому же белорусы в Карелии - третья по численности нация. По словам Григория Рапоты, у Союзного государства достаточно идей и солидный потенциал для реализации совместных проектов. Таких как проект высокоскоростной железной дороги между Санкт-Петербургом и Гамбургом через Минск, Варшаву и Берлин. Ждут своего часа и разработки по арктической тематике, совместные союзные программы...Глава Карелии Артур Парфенчиков в качестве примера привел создание на базе Онежского тракторного завода предприятия "Амкодор-Онего", которое реализует инвестиционный проект по созданию высокотехнологичной лесозаготовительной техники.На Онежском тракторном заводе Григорий Рапота и журналисты осмотрели харвестеры и форвардеры. "Харвестеры валят лес, дороги им практически не нужны. Форвардеры идут следом, они собирают бревна и доставляют их за 5-8 километров к трассе, - выступил в роли гида гендиректор "Амкодор-Онего" Сергей Гайтюкевич. - Комплект из харвестера и форвардера стоит порядка 40 млн российских рублей. А у иностранцев - более 70 миллионов". По словам гендиректора завода, их техника не уступает западным аналогам. Что же касается инновационной начинки, то благодаря ей по ходу заготовки информация о каждом стволе сразу же поступает в систему учета. Так что "черным лесорубам" здесь делать нечего.В Карелии белорусы - третья по численности нация. Даже глава региона - наполовину белорус"Будущее - в реализации таких совместных проектов. Интеграции без этого не будет. Можно создать какое угодно правовое поле, но если оно не подтверждается реальными проектами, то становится пустышкой, - отметил Григорий Рапота. - Нужны проекты, подобные строительству Белорусской атомной электростанции, заводу "Амкодор-Онего", транспортным артериям... Совместная созидательная деятельность формирует то, без чего Союзное государство не построить".Научный подходЛюбой большой проект невозможен сегодня без тщательной экологической экспертизы. Эту проблему, а также перспективы совместных разработок обсудили участники "круглого стола" в Карельском научном центре РАН. Заседание прошло в онлайн-формате подключением коллег из РАН и НАН Беларуси. Открывая "круглый стол", Григорий Рапота отметил, что у ученых Беларуси и России сложилось тесное сотрудничество, однако с Карельским отделением оно особенное.О взаимодействии двух академий рассказал вице-президент РАН Андрей Адрианов. Он отметил, что для таких близких соседей, как Россия и Беларусь, вопрос экологической безопасности носит транс­граничный характер. По мнению академика, проблемы экологической безопасности приобретут особую остроту уже в ближайшем будущем.Заместитель председателя президиума НАН Беларуси Александр Кильчевский заметил, что Карелия и Беларусь очень похожи: и там и там прекрасная природа, леса, разно­образие флоры и фауны - и все это можно использовать при совместных научных исследованиях. Российские и белорусские ученые представили целый ряд интересных презентаций.Особое внимание на "круглом столе" было уделено проблеме воспроизводства карельской березы."Наука заслуживает большего внимания, - заявил по окончании "круглого стола" Григорий Рапота. - Сегодня много говорилось о природе, экологии, о сотрудничестве России и Беларуси. И мне кажется, что это очень важная тема. Курс экологической грамотности должны пройти все представители бизнеса и государственной службы. Чтобы при рассмотрении крупных проектов они имели представление о последствиях - о том влиянии на природу, которое все это может оказать".Все извивы березкиЭкспериментальная площадка Института леса Карельского научного центра РАН - еще одна остановка в программе. Здесь выращивают уникальную карельскую березу. На первый взгляд, деревце не очень-то и привлекательное: стволы порой сильно скручены, с большими наростами. Ну совсем не стройная красавица. Однако..."После обработки древесина приобретает очень красивый цвет - от кремового до темно-желтого, с коричневыми вкраплениями и рисунком, напоминающим мрамор, - демонстрирует дерево в разрезе младший научный сотрудник института Оксана Серебрякова. - Древесина карельской березы имеет не только неповторимый узорчатый вид, но и отличается высокой прочностью, твердостью и устойчивостью к гниению".По словам ученого, эту березу в естественных условиях можно встретить не так часто, она не образует рощи, а растет малыми группами. Одним из редких мест, где хорошо растут карельские березы, является Беларусь. "В 2013 году мы побывали в Беларуси, где изучали условия произрастания деревьев, - рассказала Оксана Серебрякова. - Коллеги подарили нам семенной материал. Мы его сразу высадили у себя и теперь ведем пристальное наблюдение за развитием деревьев". Получается, что у нас в Беларуси и России дружат даже березы!Туризму бытьВ России и Беларуси активно развивается внутренний туризм. Карелия имеет в этом плане огромный потенциал, она могла бы стать крайне интересной не только для российских, но и для белорусских туристов. Это отметил и Госсекретарь Союзного государства. "Я считаю, что наш север с туристической точки зрения сильно недоис­пользован, - сказал Григорий Рапота. - В любом случае туризм - предмет нашего интереса". Григорий Алексеевич обратил внимание на то, что Россией и Беларусью подписано двухстороннее соглашение о взаимном признании виз, которое могло бы способствовать развитию туризма.Глава Карелии Артур Парфенчиков уверен, что республика может стать туристической меккой. Причем зимний туризм может быть даже более востребован, чем летний. Кстати, в столице Карелии Петрозаводске иногда можно увидеть северное сияние.Журналисты также побывали в Кижах, на Валааме, в горном парке "Рускеала". Природа здесь действительно уникальная: прозрачные озера, голубые леса... Но насколько эти прелести доступны, в том числе по цене?Билет экономкласса из Москвы до Петрозаводска в один конец обойдется в 6-6,5 тысячи российских рублей. Можно добраться до аэропорта Санкт-Петербурга, а уже оттуда до Петрозаводска на самолете, поезде, электричке или машине. В Петрозаводск есть также прямые рейсы из Симферополя - цена одного билета - около 7,5 тысячи рублей.Чтобы побывать на Валааме, семье из трех человек нужно выложить около 12 тысяч рублей: билет на автобус до Сортавалы стоит 800 рублей, затем надо пересесть на "Метеор" (альтернативы нет) - билет в оба конца еще примерно три тысячи рублей. Чтобы посетить горный парк "Рускеала", из Петрозаводска надо опять же добраться до города Сортавала (три часа в пути), а затем пересесть на ретро-поезд или такси, чтобы проехать оставшиеся 37 километров. Вход в парк стоит всего 350 рублей, однако если вы захотите посетить пещеру, то надо будет дополнительно заплатить еще по полторы тысячи рублей с каждого. Словом, поездка влетит в копеечку. Вся надежда - на поддержку внутреннего туризма со стороны государства.Для белорусов добраться сюда еще сложнее - прямого сообщения с Петрозаводском нет. Глава Карелии Артур Парфенчиков рассказал на встрече с Госсекретарем Союзного государства о том, что есть задумка открыть регулярное пассажирское авиасообщение между Петрозаводском и Минском. Григорий Рапота выразил готовность оказывать всяческое содействие и поддержку для продвижения проекта с белорусской стороны.

Журналисты оценили культурный и научный потенциал Карелии
© Российская Газета