Генеральный директор УК «Альфа-Капитал» о ПИФах как идеальном инструменте для накопления

Россияне массово забирают деньги с вкладов и вкладывают их на бирже. Как повлиял приток инвесторов на рынок коллективных инвестиций и во что лучше всего инвестировать новичку, рассказала генеральный директор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева. Несмотря на коронакризис, в этом году на российском рынке наблюдается очень большой приток частных инвесторов. Как это отразилось на индустрии управления активами и на вашем бизнесе в частности? Ирина Кривошеева: Активы под управлением компании уверено превысили 500 миллиардов рублей. За полгода мы выросли на 13 процентов, заметно обогнав рынок. Пришло много новых уникальных клиентов — рост порядка 20 процентов. Очень динамично растет сегмент розничных фондов. Я вспоминаю, что еще лет пять назад в наших ПИФах было около 14,4 миллиарда, а сейчас их активы более 100 миллиардов рублей. То есть за это время рост почти в семь раз! Не знаю других столь динамично развивающихся секторов на нашем финансовом рынке… Мы видим, что на рынке появились массовые инвесторы. И это уже не те инвесторы, которые были лет десять назад. Они более четко понимают, что хотят, и более точечно подходят к выбору продуктов. Например, многие целенаправленно выбирают биржевые фонды. В этом году мы запустили еще один — «Альфа-Капитал Управляемые облигации». За шесть месяцев активы всех четырех БПИФов под управлением компании увеличились на 69 процентов. Клиенты также выбирали умеренно-консервативные стратегии, которые могут приносить постоянный доход. В лидерах привлечения фонд «Альфа-Капитал Баланс» и крупнейший по активам в своем сегменте фонд «Альфа-Капитал Еврооблигации». Оба этих фонда показывают последние несколько лет стабильно положительную доходность. Традиционно высоким спросом пользовался и фонд акций «Альфа-Капитал Ликвидные акции». Многие инвесторы воспользовались просадкой рынка, чтобы докупить паи. По объемам текущего привлечения среди фондов акций мы №1. Насколько пандемия и режим самоизоляции повлияли на ваш бизнес? Были ли сложности во взаимодействии с клиентами? В начале года наши эксперты рассматривали разные сценарии, 28-летний опыт работы компании приучил уделять внимание анализу негативного сценария, поэтому отчасти мы были готовы к кризису. Нам очень сильно помогло то, что компания много вкладывала в развитие IT, в частности, последние годы активно развивали дистанционные сервисы. Наша инфраструктура была готова, поэтому за время карантина не было ни одного сбоя, ни одного отказа. За счет онлайн-сервисов компания привлекла около 80 процентов покупок в ПИФы, при этом число инвесторов, которые покупали наши продукты онлайн, выросло на 21 процент. Сейчас около 50-60 процентов покупок ПИФов и других продуктов совершаются с помощью мобильных приложений. Думаю, что значимость онлайн-сервисов будет только расти. Мы рассчитываем, что через пару лет около 20 процентов наших активов будет сформировано посредством дистанционных каналов. И еще в кризис нас очень поддержало то, что мы изначально предлагали клиентам умеренно-консервативные стратегии, избегали высокорискованных инструментов, оценивали кредитное качество. Портфели были хорошо диверсифицированы и показали свою устойчивость в момент падения рынка. Это помогло клиентам избежать серьезных потерь. Компания много общалась с инвесторами, мы проводили онлайн-конференции, где комментировали события, рассказывали, что делают портфельные управляющие, давали профессиональные рекомендации. Многие клиенты работают с компанией уже давно, по семь лет и дольше, они привыкли к взлетам и падениям рынка и поэтому достаточно спокойно и даже рационально встретили этот кризис. Как сейчас ведут себя ваши пайщики? У нас просто рекордные притоки, причем они сохраняются и в этом месяце. Очевидно, что инвесторы, которые не успели вложиться на минимумах, спешат это сделать на отскоке рынка. Рынок, нам кажется, пока не восстановился полностью и остается привлекательным для инвестиций. И плюс, конечно, все видят, как падает доходность банковских вкладов, и сравнивают с доходностью фондов. Поэтому в ПИФы пошли даже те, кто раньше не рассматривал фондовый рынок как инструмент для размещения сбережений. Почему при такой активности инвесторов наш рынок управления активами все еще остается крохотным по сравнению с развитыми странами? Например, если у нас инвестирует только 2-3 процента экономически активных граждан, то в мире этот показатель составляет 13 процентов. Мне кажется, что отчасти это может быть связано с тем, что люди просто не знают, как это работает, и за счет чего те же ПИФы формируют доход. В банке вам не нужно разбираться: отдаете свои деньги и на выходе получаете их назад с процентами. Инвестиции — это все-таки сложнее, здесь стоит вдуматься, какую стратегию выбрать, во что вложиться. Конечно, мы очень много рассказываем о своих продуктах, стремимся дать максимум полезной информации, чтобы инвестиции не были для наших клиентов «черным ящиком». Очень хочется верить, что наши усилия будут способствовать тому, чтобы в России поэтапно сформировалась новая культура сбережений, и люди, помимо депозитов, спокойно открывали инвестиционные счета, вкладывали в паевые фонды. Думаю, что уже в течение пяти ближайших лет мы увидим кардинальные изменения в поведении людей и значительный рост рынка коллективных инвестиций. В период пандемии многие поняли, как это важно иметь накопления, финансовую подушку на случай форс-мажорной ситуации. ПИФы для этого — идеальный инструмент, потому что, с одной стороны, можно копить с любой суммы от 1 рубля, с другой — это ликвидный актив, продать который можно в любой момент. Можете ли озвучить конкретные прогнозы? И какие факторы будут способствовать росту рынка управления активами? По нашим оценкам, розничный сегмент будет расти заметно быстрее, чем индустрия в целом. Прогноз аналитиков компании — рост активов на 30-40 процентов ежегодно, причем число инвесторов в ПИФах будет расти еще быстрее. Если не будет новых катаклизмов, то во второй половине года мы увидим рост активов розничных клиентов еще на 15-20 процентов. Основным фактором роста в ближайшие годы останется процесс снижения доходности депозитов и развитие цифровых технологий продаж. В России за последние годы многие люди привыкли к модели поведения рантье, то есть когда вы делаете какие-то накопления, чтобы потом получать регулярный доход. У таких пассивных инвесторов много активов в банках. И когда они осознают, насколько снизились их текущие процентные доходы, то вынуждены будут искать альтернативные варианты. И мы готовы предоставить им очень большой выбор стратегий и продуктов, причем это может быть не только фондовый рынок, но и альтернативные инвестиции. Если обратиться к мировой практике, то это очень значимый сегмент для управляющих: примерно он составляет 16 процентов активов всей мировой индустрии. Мне кажется, что сейчас в России также формируется спрос на такие продукты нового поколения альтернативных инвестиций. Буквально несколько месяцев назад мы запустили фонд для розничных клиентов «Арендный поток», а сейчас там уже 1,3 миллиарда рублей. Мы уверены, что подобные инструменты в ближайшие годы будут пользоваться очень высоким спросом. А если новый кризис? В этом случае в рознице могут быть оттоки, но состоятельные инвесторы наверняка воспользуются новым падением рынка, чтобы купить активы. Мы видим, что многие из них держат на счетах ликвидность на такой случай. И мы наблюдали именно такое поведение инвесторов в марте, когда у некоторых игроков рынка была сложная ситуация. Состоятельные клиенты вкладывали деньги, и по этому направлению на примере нашей компании все равно сохранялись ощутимые притоки. Число открытых россиянами счетов на Мосбирже с начала года выросло на 40 процентов. Как вы думаете, почему многие инвесторы предпочли торговать самостоятельно, а не воспользовались услугами управляющих компаний? Это первая по-настоящему массовая волна инвесторов на российском фондовом рынке. И у нас, в отличие от многих других стран, накоплен большой запас недоверия к финансовым институтам. Поэтому, когда ставки начали падать, многие вчерашние вкладчики решили так: а давай-ка я сам попробую заработать без чьей-либо помощи. Но вот только опыт показывает, что самостоятельно инвестировать стоит тем, у кого достаточно времени и знаний для этого. Все остальные варианты, скорее, приведут к финансовым потерям. И поэтому на западе обычно инвесторы делают первые шаги, вкладываясь во взаимные фонды, ETF или пользуются доверительным управлением. Потому что для долгосрочного инвестора этот вариант наиболее удобный и безопасный. Нам кажется, что многие, кто пришел на фондовый рынок и открыл брокерский счет, скоро оценят разницу между простой покупкой ценных бумаг на бирже и управлением портфелем. И, возможно, осознают, что стоимость их потраченного на торговлю времени несоизмерима с результатом. И что это время было бы разумнее потратить на семью, на общение с друзьями, работу или просто личные хобби. А постоянно заниматься управлением активами, покупать и продавать бумаги, анализировать рынки, оценивать риски, все же должны профессионалы. Но как инвестору-новичку понять, профессиональный ли управляющий перед ним или нет? И можно ли доверить ему свои деньги? К сожалению, на российском финансовом рынке привыкли больше доверять брендам, а персональная ответственность менеджеров размыта. С одной стороны, учитывая высокую концентрацию российского рынка, где 80 процентов активов приходятся на пять УК, это не так плохо, потому что большинство инвесторов все же выбирают крупные и проверенные компании. С другой, многие инвесторы не понимают, что нужно смотреть не только на бренд, но и понимать, что за каждым продуктом стоит не только труд целой команды аналитиков, трейдеров и контролеров, но еще это личный вклад конкретного управляющего, дело всей его жизни. Наша позиция в том, чтобы клиенты хорошо понимали, кто управляет выбранным ими фондом или портфелем, чтобы знали его достижения, принципы принятия тех или иных решений. Поэтому во всех наших материалах мы активно позиционируем управляющих, снимаем ролики, где они отвечают на вопросы и дают комментарии, ежедневно раскрываем структуру портфелей, регулярно делаем рассылки клиентам, где сообщаем не только о ситуации на рынке, но также рассказываем о действиях управляющих. Это важная задача для нашей компании, потому что мы уверены, что в условиях такой высокой концентрации рынка и жесткой конкуренции между ведущими игроками клиенты все чаще будут выбирать не только понятные бренды, но и персонально того или иного управляющего, сравнивать их результаты. С учетом того, что в «Альфа-Капитал» сложилась стабильно сильная команда, мы считаем это неоспоримым преимуществом перед многими другими игроками и будем стремиться результатами нашей работы добиваться доверия каждого клиента.

Генеральный директор УК «Альфа-Капитал» о ПИФах как идеальном инструменте для накопления
© Lenta.ru