Новые рабочие места и комфортное жилье: как меняются московские промзоны

В кварталах, построенных после 2010 года на месте бывших промзон, проживают 500–700 тысяч человек, здесь создано 500 тысяч новых рабочих мест. «Мы занимаемся комплексным развитием территорий в соответствии с федеральным законом, создаем новые проекты развития промышленных зон. Один из таких проектов реализован здесь, в промзоне Братцево, на базе старого механического завода № 2. Здесь есть все — наука, производство, торговля, жилье, благоустроенная территория и даже небольшой канал, который усилиями предприятия был приведен в порядок», — сказал Сергей Собянин во время осмотра работ по реорганизации промзоны Братцево. Мэр Москвы отметил, что во время работа к историческим корпусам относились аккуратно и сохранили атмосферу старого завода. От промзоны к городскому кварталу Промзона Братцево расположена на Ленинградском шоссе — в районах Войковский и Головинский. В числе важнейших преимуществ этой территории — хорошая транспортная доступность и благоприятная экологическая обстановка. Рядом находятся станция метро «Водный стадион» и платформа Московского центрального кольца Балтийская, Химкинское водохранилище и большие городские парки. Примерно в двух километрах расположен Северный речной вокзал, масштабная реставрация которого и благоустройство прилегающего парка завершатся в ближайшее время. Более полувека, начиная с 1940-х годов, часть территории промзоны Братцево в треугольнике, образованном улицами Адмирала Макарова, Выборгской и Головинским шоссе, занимал завод строительных конструкций (Опытный (экспериментальный) механический завод № 2 Спецстроя России). Производство было прекращено в 1995 году. В 1998 году строительный концерн «Крост» взял в аренду часть производственных помещений бывшего завода для создания собственного промкомплекса. В 2011-м по итогам аукциона арендатор выкупил бывшую заводскую территорию. Генеральный директор концерна «Крост» Алексей Добашин отметил, что до Великой Отечественной войны, до 1940 года, здесь было организовано производство, в том числе и для строительства Беломорканала, во время войны ремонтировали технику, а после — строили военные объекты. «В 1990-х годах это устаревшее производство стало уже ненужным. И тогда идея, Сергей Семенович, полицентрической Москвы нашла здесь реализацию. Когда в одном месте и отдых, и малые реки, и жилье», — сказал Алексей Добашин. В 2014 году Правительство Москвы одобрило проект реорганизации территории бывшего механического завода, предусматривающий создание сбалансированного городского квартала, рассчитанного на проживание пяти — шести тысяч человек и 1,5 тысячи новых рабочих мест. Сейчас на улице Адмирала Макарова завершается строительство жилого комплекса «Невский» на две тысячи квартир. Из семи корпусов введено в эксплуатацию пять зданий. Более 1300 семей уже въехали в новые квартиры либо ведут их отделку. Оставшиеся два жилых корпуса планируется сдать в 2022 году. В составе комплекса была построена и открыта торговая галерея «Невский причал» площадью 15,65 тысячи квадратных метров с парковкой, арендаторами которой стали магазины и объекты сферы услуг, рассчитанные на местных жителей. В период пика пандемии арендаторы получили арендные каникулы на два — три месяца. Затем — скидки на аренду до 50 процентов. В результате ни один бизнес не закрылся и не покинул галерею. Основным местом приложения труда в новом квартале станет технопарк, специализирующийся на разработке и реализации инновационных проектов в архитектуре, строительстве и индустрии строительных материалов. Были также возведены здания проектно-технологического института и гостиницы. Проектно-технологический институт — шестиэтажное двухсекционное здание, представляющее собой два соединенных равносторонних треугольника с двусветными холлами по центру. Здесь размещаются архитектурные мастерские, творческие и испытательные лаборатории, лекционные залы и аудитории. В 22-этажном здании гостиницы расположены офисные помещения и гостиничные номера квартирного типа. В дальнейшем в технопарке планируется создание опытно-научного полигона с демонстрационными модулями, позволяющими исследовать наработки в сфере проектирования фасадов зданий в масштабе, приближенном к реальному. Главным общественным пространством нового квартала стала набережная Головинского канала, построенного в 40-х годах прошлого века для дополнительного обводнения Яузы водой Химкинского водохранилища. К началу 2000-х годов открытая часть канала вдоль Выборгской улицы представляла собой полузаброшенный и заросший водоем с протоптанными вдоль него тропинками. Силами концерна «Крост» были проведены очистка и берегоукрепление канала. В акватории водятся рыба и раки, а на благоустроенной набережной созданы объекты рекреации, спорта и отдыха, в том числе контактный мини-зоопарк и ледяной грот — реплика ледяной пещеры парка «Зарядье». Создание нового городского квартала в бывшей промзоне Братцево будет завершено в течение ближайших двух лет. Но уже сегодня эта территория привлекает жителей города качественным жильем и широкими возможностями для работы и отдыха. Реорганизация московских промзон В 2010 году в границах старой Москвы было расположено около 200 производственно-коммунальных территорий общей площадью 18 800 гектаров (17 процентов площади города). «В Москве очень много промзон, и значительная часть этих промзон сохранила высокотехнологичное производство, начиная от предприятий Роскосмоса, Росатома и до предприятий Объединенной авиастроительной корпорации и так далее. Но в то же время значительная часть промзон представляет собой такое полузаброшенное хозяйство, владельцам которого это досталось практически за бесценок в начале 1990-х, ничего там не делают. Конечно, задача городских властей — дать новую жизнь этим промышленным территориям», — сказал Мэр Москвы. По результатам разработки градостроительной документации к 2020 году было принято решение о реорганизации почти 13 тысяч гектаров этих территорий, в том числе 4,7 тысячи гектаров полностью и 7,8 тысячи гектаров частично. На территориях реорганизуемых промышленных зон должны появиться комфортные городские кварталы с новыми местами приложения труда, качественным общественным пространством, социальной и транспортной инфраструктурой. Реорганизация промзон идет в основном за счет инвесторов, при этом Правительство Москвы финансирует создание объектов транспортной и социальной инфраструктуры, а также крупных парков и других общественных объектов. «В последние годы были реорганизованы десятки промзон, построено около 20 миллионов квадратных метров недвижимости (и жилой, и нежилой), создано около 500 тысяч современных рабочих мест, с одной стороны. С другой стороны, построено жилье для полумиллиона москвичей, которые сегодня уже здесь проживают. Тем не менее работы еще непочатый край», — добавил Сергей Собянин. С 2011 года в реорганизуемых промзонах было введено 773 объекта капитального строительства общей площадью 23,7 миллиона квадратных метров, из них: — 300 жилых домов общей площадью 16,1 миллиона квадратных метров; — 68 социальных объектов (18 школ, 26 детских садов, девять спортивных объектов, семь объектов здравоохранения и восемь объектов культуры); — 29 промышленно-производственных объектов; — 250 зданий коммунально-складского и жилищно-коммунального назначения; — 126 зданий административно-делового и торгово-бытового назначения. В 2020 году в реорганизуемых промзонах планируется ввести в эксплуатацию порядка 3,85 миллиона квадратных метров недвижимости. Около 1,88 миллиона из них составит жилье.

Новые рабочие места и комфортное жилье: как меняются московские промзоны
© Mos.ru