Это просто хайп? Тюменские застройщики меняют планировки квартир из-за коронавируса
Коронавирусные тренды Для тюменского рынка недвижимости период пандемии, не в пример многим другим отраслям экономики, стал драйвером роста. Число сделок с новостройками в Тюмени за первые полгода выросло на 18% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Во многом благодаря программе льготной ипотеки. Выросла и средняя цена квадратного метра – до 63 тыс. рублей (для сравнения в 2018 году – около 53 тыс. рублей). Более того, регион опередил соседей по УрФО по вводу жилья. С начала 2020 года тюменские строители сдали в эксплуатацию более 388 тыс. кв. м. жилья, почти по 0,3 «квадрата» на человека. Но пандемия повлияла не только на показатели. Застройщики, понимая, что коронавирус из нашей жизни не испарится в один момент, и самоизоляция может повторяться, задумались о том, как использовать это в планировках квартир. Появились даже своеобразные коронавирусные тренды. Так, по словам директора по продажам группы компаний «ЭНКО» Андрея Скосырского, в пандемию первыми разбирались квартиры с террасами. «Когда выбирают, люди смотрят, чтобы была возможность обустройства кабинета, волнует ширина лоджии», - рассказал представитель компании-застройщика на заседании клуба «Неформат», которое состоялось на прошлой неделе. В условиях изменений застройщики стали быстрее внедрять инновации в сфере строительства, говорит директор по продажам ГК «ТИС» Татьяна Палецких. Застройщики продумывают, как разводить потоки людей на входе и выходе из подъездов. Уже учитывается, что входы в дома должны стать бесконтактными. При проектировании домов учитывается тот момент, что у людей должна быть возможность обрабатывать руки в холле. В подъездах могут появиться боксы для бесконтактной выдачи посылок, отдельные зоны для встречи курьеров. Как вариант для разведения потоков застройщики обдумывают и возможность установки нескольких лифтов в подъездах, сами лифты могут стать более просторными. Возможно, в ближайшее время в новостройках будет предусмотрено обустройство рабочих мест вне квартир, своеобразных соседских центров. Изменения коснутся и планировки квартир. Они пересматриваются, по словам Татьяны Палецких, с той точки зрения, чтобы в процессе карантина можно было жить комфортно. В связи с этим изыскиваются места для кладовок на кухнях, в проектах предусматриваются хозяйственные комнаты, постирочные, теплые лоджии, зоны для занятий спортом и работы. «У многих застройщиков уже есть квартиры с террасами – ситихаусы. Это новый формат, когда квартиры имеют отдельный вход как из подъезда, так и свой личный выход на улицу», - объясняет Палецких. Люди стремятся за город Эксперт строительной отрасли, генеральный директорUP consAllt Андрей Панасюк называет коронавирус не более чем «модной темой», на которой застройщики ловят хайп. «В принципе те веяния, которые можно наблюдать в недвижимости, они не только с коронавирусом связаны, а прежде всего с тем уровнем и развитием жизни, который есть на сегодня. Люди устали от стандартных квартир. Старое жилье быстро уходит из моды. Если раньше одну квартиру брали и в ней всю жизнь жили, то сейчас ипотеку отдали, прошло несколько лет - что-то новое купили. Покупатели ищут такие новые форматы», - делится мнением Андрей Панасюк. Глобальный тренд, по его словам, связан вовсе не с изменением планировок, а то, что тюменцы стремятся переехать жить за город. Сейчас на рынке загородной недвижимости наблюдается ажиотажный спрос. Это подтверждают и данные федеральной риэлторской компании «Этажи»: спрос на дома, дачи, участки вырос в 2,5 раза (+157%) по сравнению с весной и летом прошлого года. Модно – значит дорого? И тем не менее наметились изменения в запросах потребителей к новостройкам. Большее значение стали иметь придомовая территория и конкретно организация дворового пространства, наличие парков и скверов рядом с домом. «Вырос спрос на квартиры с просторными террасами - эту зону рассматривают, во-первых, как место, где можно в случае чего подышать свежим воздухом или позаниматься спортом, во-вторых, как зону, в которой можно организовать рабочее пространство. Различного рода бесконтактные технологии тоже получили новый виток в развитии, но таких предложений на рынке не так много: голосовой вызов лифта, автоматические двери. В сознании людей отношение к жилой недвижимости и требованиям к ней начали постепенно трансформироваться. Думаю, в перспективе можно ожидать и ответную реакцию строительной сферы на эти еще слабо сформулированные запросы потребителей», - рассказывает о трендах руководитель «Этажи Диджитал» Михаил Егоров. Пока же, по его словам, доминирующим фактором выбора по-прежнему остается соотношение цена-площадь-расположение. Но, судя по всему, коронавирусным трендам в новостройках все же быть. Это дело времени. И в том, что это отразится на цене нового жилья, эксперт строительной отрасли Андрей Панасюк не сомневается: «Новшества, которые еще не применяются, требуют дополнительных вложений. И эти улучшения в продукте в любом случае отражаются на стоимости жилья. Поэтому все, что модно, то дороже». Фото: ФедералПресс / Елена Аталыкова, Елена Майорова, Евгений Поторочин, Полина Зиновьева