Торговая недвижимость — 2020: открытия во время пандемии

В целом, ситуация 2020 года для сегмента торговой недвижимости складывается лучше, чем ожидалось. Такой вывод можно сделать из исследования, которое компания Knight Frank представила на недавно прошедшей 17-й Международной выставке и форуме по торговой недвижимости и ретейлу MAPIC Russia 2020. В частности, по данным аналитиков, до конца этого года только в регионах планируется ввод новых объектов общей площадью 669 тысяч квадратных метров, и это на 40% выше прошлогоднего уровня. В столичных планах значатся 443 тысячи торговых «квадратов», что вдвое превышает показатель 2019 года. Вообще, на этот год был заявлен рекордный за последние пять лет ввод торговых центров — около 2 млн квадратных метров по всей стране, и часть из них уже находится в высокой степени готовности. Однако многие объекты в этом году все-таки построены не будут. Как отмечает директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгения Хакбердиева, «в период с 28 марта по 1 июня было закрыто примерно 80% ретейлеров, что фактически остановило работу большинства торгово-развлекательных центров. В пиковые недели простоя произошло драматическое снижение оборотов арендаторов fashion, общепита и индустрии развлечений (более 90%). Остро встала проблема взаимоотношений арендодателей и арендаторов в части выполнения договорных условий аренды. К концу апреля 2020 года были достигнуты соглашения с 80% владельцев ТРЦ. Несмотря на принятые меры, большинство ретейлеров перешли к оптимизации числа торговых точек; к тому же активное развитие получила сфера онлайн-торговли». В связи со спецификой рынка торговой недвижимости изоляционные ограничения будут еще долгое время влиять на режим функционирования объектов в негативном для доходной части ключе, отмечает эксперт. Такое положение повлияет на ввод ранее анонсированных торговых центров: прогнозируется перенос сроков открытия на следующий год около 30-40% объектов по всей стране. Впрочем, в ближайшие пять лет все заявленные ТЦ в любом случае выйдут на рынок. А дальнейшее развитие сегмента торговой недвижимости будет идти с учетом таких факторов, как замедление темпов нового строительства, дальнейшее изменение площадей и форматов торговых объектов, рост доли социальных, культурно-образовательных, спортивных и оздоровительных функций в составе ТЦ и еще большая интеграция онлайн- и офлайн-торговли.

Торговая недвижимость — 2020: открытия во время пандемии
© BFM.RU