"Так получилось, ваша честь...": о чем суду рассказала "первая леди" группы "ФОН" Диана Ахметзянова

Эксклюзивные детали допроса застройщицы трех ЖК Казани по делу об аферах на 2,6 млрд рублей

"Так получилось, ваша честь...": о чем суду рассказала "первая леди" группы "ФОН" Диана Ахметзянова
© Реальное время

О "золотых" гектарах под старым ипподромом Казани, расходах на стройку и расхождениях с Анатолием Ливадой в вопросе продажи имущества рассказала суду экс-директор и учредитель компаний "ФОН-Ривьера" и "Царицынский бугор" Диана Ахметзянова. Открестилась от обвинений в уводе средств 1300 дольщиков. Встречных не выдвигала, но одной из причин краха империи "ФОН" назвала пятилетнюю волокиту с запуском проектов ЖК "МЧС" и "Симфония". Подробности — в материале "Реального времени".

"В сговор с Ливадой не вступала"

К допросу Ново-Савиновского райсуда Казани Диана Ахметзянова подготовилась основательно — запаслась речью на 60-ти листах. А еще тремя таблицами о приходе и расходе средств по трем проблемным объектам ФОНа.

Ключевые аргументы подсудимой:

компании группы "ФОН" вложили в строительство ЖК "МЧС", "Симфония" и "Царицынский бугор" намного больше, чем насчитали следователипосле возбуждения дела вернули расторгнувшим договоры дольщикам 259,5 млн рублейприняли все меры для достройки домов за счет передачи собственных земель, долей в недостроях и продажи объектовбухгалтерские экспертизы МВД по расходованию средств, привлеченных ООО "ФОН-Ривьера", ООО "ФОН", ООО "Царицынский Бугор", в том числе — привлеченных через компанию "Персона+", не выявили нецелевого использования средств и вывода иных активов

"Я не совершала хищений, которые мне инкриминируются и не вступала в сговор на хищение денежных средств под видом строительства с Ливадой Анатолием Николаевичем, — сообщила суду бывший директор и владелица компаний "ФОН-Ривьера" и "Царицынский бугор". — Наоборот, действуя добросовестно, в интересах и себя и Ливады осуществляла все необходимые и возможные мероприятия по защите прав участников строительства и получению ими квартир".

По мнению подсудимой, описанные в ее обвинении действия "не являются уголовным преступлением, подлежат разрешению в гражданском судопроизводстве".

Допрос Дианы Ахметзяновой растянулся почти на два часа. На следующий день суд выслушал показания и подсудимого основателя стройимперии "ФОН" Анатолия Ливады. В прениях гособвинитель запросила для подсудимых по 4,5 года лишения свободы — Ахметзяновой условно, Ливаде реально, заявив, что изученные доказательства подтверждают хищения на 2,6 млрд рублей. Последнее слово вип-строителей было коротким. Перед удалением в совещательную комнату судья Марсель Ахметшин предварительно сообщил — приговор может быть оглашен в конце декабря. В ожидании этого срока остановимся на позиции обвиняемой более детально.

Наследие "ФОНа" — миллион квадратных метров жилья и три завода

Диана Ахметзянова напомнила суду, что за 25 лет работы "ФОН" и связанные с ним фирмы построили почти 100 домов в Казани, Верхнем Услоне, Набережных Челнах и Альметьевске — это около 1 млн кв. м жилья, на которых справили новоселье больше 25 тысяч семей. Также в стройбагаже группы компаний — ресторан "Парус" на набережной Казанки, два корпуса торгового комплекса "Савиново" и ТРК "Крепость" на Чистопольской. А еще — четыре многоэтажных паркинга и три завода — по производству и розливу воды, железобетонных изделий, кирпича.

Еще одним наследием стройимперии стали магистральные и внутриквартальные сети электричества, воды, тепла и канализации в крупных микрорайонах Казани и Набережных Челнов. "ФОН" возводил их и безвозмездно передавал в собственность муниципалитетов, уточнила обвиненная в мошенничестве, поделившись информацией и о своих грамотах и благодарственных письмах от Российского союза строителей, Кабмина и Минстроя РТ. Большой личный вклад Ахметзяновой в организацию строительства жилья для сотрудников милиции-полиции отмечали и в МВД Татарстана.

Вексельная схема родилась в "Солнечном городе"

Способ оплаты будущих квартир у "ФОНа" путем приобретения простого векселя компании "Персона+" следователи ранее называли частью преступления с уводом денег дольщиков мимо кассы застройщика. Но Ахметзянова настаивает способ — совершенно законен, более того, использовать вексельную схему впервые в Татарстане начали еще 13 лет назад при строительстве казанского ЖК "Солнечный город".

Единственным застройщиком комплекса выступало МВД РТ и в соответствии со своим уставом не имело права заключать договора долевого участия в коммерческих целях. Но могло лишь участвовать в инвестиционных проектах для обеспечения сотрудников ведомственным жильем, используя свое право бессрочного пользования земельным участком. В 2005-м министерство объявило тендер и заключило контракт с инвестором — московско-казанским ООО "Солнечный город" с учредителями на Кипре (данные "Спарк-Интерфакс"). ООО вкладывало средства в проект и получало возможность продавать часть часть площадей в будущем ЖК на коммерческой основе.

Именно первый инвестор, по словам Ахметзяновой, разработал схему реализации жилых и нежилых помещений в "Солнечном городе" с заключением предварительных договоров купли-продажи и оплатой векселем. Но потом вышел из проекта, а схему подхватили новые инвесторы, в числе которых была и "ФОН-Ривьера". Причем все предварительные договора по домам тогда еще "милицейского" ЖК регистрировались в МВД. И уже тогда "Персона+" выпускала и продавала простые векселя, которые "Фон-Ривьера" принимала в оплату по тем самым договорам на будущие квартиры в "Солнечном городе". Обязательства инвестиционного контракта "Фон-Ривьеры" перед силовым ведомством и покупателями векселей были исполнены в полном объеме.

Ахметзянова подчеркивает: расчеты за жилье векселями не противоречат гражданскому законодательству, признаются и судами, и налоговой — покупатели могут получит налоговый вычет по НДФЛ. Вполне законны и предварительные договора купли-продажи, заключившие их покупатели квартир в "Солнечном городе", а затем в ЖК "Царицынский бугор", "Симфония" и "МЧС" получали такое же право на жилье, как и участники долевого строительства.

— Инкриминируемое мне хищение денежных средств, которые поступили на счета ООО "Персона+" по договорам купли–продажи векселей, не нашло своего подтверждения, — сообщила подсудимая. — Деньги от покупателей векселей ООО "Персона+" в полном объеме поступили на счета застройщиков, либо подрядчиков и использованы исключительно на цели строительства жилых домов, что подтверждается документами, приобщенными в ходе предварительного и судебного следствия.

"Когда мы купили участок — это был ипподром с трибунами"

По версии обвинения, в 2010-2016 годах через "Фон-Ривьеру" привлекли и похитили 734 млн рублей дольщиков по семи домам ЖК "Симфония" на Павлюхина. При этом, по данным бухгалтерской экспертизы МВД РТ, всего от участников долевого строительства в данном ЖК поступили 1,8 млрд рублей, а непосредственно на строительно-монтажные работы пошли 799 млн рублей — согласно строительной экспертизе МВД.

Версия защиты — в "Симфонию" вложили 3,22 млрд рублей, что почти на 2,5 млрд больше поступлений непосредственно от потерпевших дольщиков. Полный расклад — в таблице, которой Ахметзянова поделилась со всеми участниками процесса (см. ниже). В ней подробно изложены те затраты, которые экспертов просто не просили считать. Тут и 75 млн на прокладку инженерных сетей к будущим домам, и 182 млн — на разработку проекта, подготовку к строительству и благоустройство территории (данные заключения ООО "Средне-Волжское экспертное бюро"). Чуть больше 1 млрд рублей за счет кредита Сбербанка застройщик вложил в 2007 году в приобретение участка под застройку, причем, кадастровая стоимость на тот период составляла 1,8 млрд рублей.

"Когда мы купили — это был ипподром — с ареной, трибунами, кассами, которые мы в дальнейшем сносили", — вспоминает Диана Ахметзянова, отмечая, что в том же 2007-м городские власти объявили конкурс на разработку проекта квартала, в который входил и участок будущего ЖК "Симфония". Разработка проекта началась в 2008-м. При этом сразу предполагалось — часть территории будущего ЖК будет отведена под детсад и школу, а часть станет подземным паркингом. Крест на последнем объекте поставил высокий уровень грунтовых вод в сезон половодья на Кабане и Волге, и "ФОН-Ривьере" пришлось выкупать под наземную парковку соседние участки 0,4 га бывшего ПАТП на улице Роторной, с учетом земли и работ затраты составили 50 млн рублей.

"Первые разрешения на строительство были получены в 2012 году по дому 1 и 2", сообщила обвиняемая.

Председательствующий Марсель Ахметшин изучив таблицу, поинтересовался — сколько составили реальные затраты на участок с ипподромом. Ахметзянова сообщила — миллиард, причем наличными — через ячейку в банке. Судья уточнил — откуда проценты в 800 млн рублей с лишним, разве это экономически выгодно?

— Так получилось, ваша честь. Если бы мы сразу в 2007-м году приступили к строительству, таких процентов бы не было. Но нам пришлось сначала делать проект планировки на всю территорию, потом парковки — без этого не давали согласование, потом детсадик проектировать. В итоге, 5 лет занимались подготовительной работой. Ни одному застройщику это не выгодно. Но если бы все было идеально, мы бы не имели такой печальной картины. Обычно на согласования уходил год, — объяснила вип-застройщица.

"Не дороговато ли земля вышла у вас?" — уточнил судья. И получил ответ: "Это 10 га в центре города. Она так и стоит, вот почему мы сделали и рыночную оценку, и кадастровую стоимость применили".

Гособвинитель Азалия Гильманова спросила — почему квадратный метр в "Симфонии" рассчитывался без учета затрат на землю и проценты по кредиту? Диана Ахметзянова сказала, что эти затраты были учтены, но ценовая политика компании была такой, что квадрат предлагался чуть дешевле, чем в среднем по городу, поскольку уже был свой кирпичный завод, своя строительная компания: "За счет этого можно было бы проценты вытянуть, если бы мы достроили весь комплекс. Сейчас в этом ЖК до 100 тысяч рублей метр квадратный. И СК "Бриз" (что достраивал три дома) продавал уже по нормальной стоимости".

Представитель прокуратуры уточнила — кредит получали на постройку ЖК? И услышав ответ — "На покупку участка, пополнение оборотных средств", задала новый вопрос: "Получается, деньги дольщиков уходили не по назначению?" Ахметзянова с этим не согласилась, сославшись на то, что расходы застройщика на землю, проценты по кредиту и иные расходы, согласно федеральный закон 214 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов" также включаются в затраты застройщика.

Выгода компании-спасителя и распродажа активов "ФОНа"

На столь же значительный срок сдвинулась реализация проекта ЖК "МЧС", в итоге ожидаемой прибыли застройщики не дождались и были вынуждены искать дополнительные источники финансирования — на продолжение стройки и расчет по кредитным долгам. В 2015-м началась реструктуризация обязательств ГК "ФОН" перед Сбербанком, Банком "Открытие", "Ак Барс Банком", сообщила на допросе обвиняемая.

В результате переговоров Сбер уступил требования по кредитам "ФОН-Ривьеры" компании "Профиль Финанс" с реструктуризацией долга под 8,25% годовых на 8 лет. Также для достройки ЖК "Симфония" и расчета с расторгнувшими договоры дольщиками участки под строительство трех домов на Павлюхина были переданы СК "Бриз", 150 млн рублей ушли на погашение задолженности в "Профиль Финанс", а 773 млн рублей — подлежали зачету за принятые "Бризом" обязательства "ФОН-Ривьеры" перед дольщиками трех домов в "Симфонии". "Указанная сделка исследовалась Арбитражным судом РТ в рамках дела о банкротстве "ФОН-Ривьеры" и определением суда от 26.05.2020 года была установлена ее экономическая целесообразность как для должника, так и для кредиторов (участников строительства)", — пояснила экс-руководитель "Ривьеры" со ссылкой на приложенные документы.

Тому же "Бризу" был продан ранее построенный завод ЖБИ в Киндерях, что позволило получить и права требования по кредитам "Открытия" и "Ак Барса", снять обязательства со всех поручителей и направить 140 млн рублей на достройку дома 1 в ЖК "МЧС", — продолжает Диана Ахметзянова.

С ее слов, обсуждалась и сделка на 600 млн рублей по продаже завода керамического кирпича ООО "Ключищенская керамика" ("Клюкер"), в декабре 2016-го даже подписали соглашение о намерениях с потенциальным инвестором Осяниным А.В. (вероятно, сыном экс-главы Верхнего Услона). Но сделка не состоялась.

"Наши мнения с Анатолием Николаевичем [Ливадой] разошлись. Он считал, что экономически выгоднее иметь кирпичный завод и направлять кирпич на строительство, чем единомоментно продать", — комментирует ситуацию Диана Ахметзянова. Отметим, что "Клюкер" продали в этом году, но уже в рамках банкротства и за 350 млн рублей.

Еще один срыв соглашения 2016-го года касался реструктуризации долга в Банке "Открытие" — он должен получить 1240 квадратов в доме 65/04 в Набережных Челнах и освободить права на 1159 квадратов в казанском ЖК "Царицынский бугор". Но вмешались силовики: "Перед утверждением сделки следственными органами был наложен арест на все эти квартиры, и она сорвалась".

Ради строек "ФОН-Ривьера распродала собственное имущество на 52,7 млн рублей, сообщила суду обвиняемая. В частности, три автомойки "Мойдодыр", офис на Чистопольской за 26,5 млн рублей, стройтехнику на 12 млн, включая шесть башенных кранов и сваебойку, транспорт на 12,7 млн рублей, в том числе 11 грузовиков Камского автогиганта и шесть легковушек "Дэу Нексия".

Все средства от реализации имущества были направлены в целях строительства, настаивает Ахметзянова. И подчеркивает, что несмотря на сложную ситуацию ГК "ФОН" выполняла обязательства и перед теми дольщиками, что потребовали деньги назад. По ЖК "Симфония" вернули 173,65 млн рублей, по ЖК "Царицынский Бугор" — 20,6 млн, по ЖК "МЧС" — 64,5 млн. А всего почти 260 миллионов.

"Кроме того, "ФОН-Ривьера" имеет дебиторскую задолженность на общую сумму 1 млн 294 тысячи рублей. Я подтверждаю, что денежные средства никуда не выводились", заверила суд обвиняемая.

Вторую часть допроса Дианы Ахметзяновой с раскладкой бухгалтерии по еще двум объектам стройимперии "Реальное время" опубликует чуть позже.