Евгений Кравченко: предлагаемая нами схема — это решение, в котором абсолютно все участники процесса могут получить выгоду

Директор управления торгового финансирования Сбербанка Евгений Кравченко рассказал о том, как внедрение эскроу-счетов и аккредитивов в госзакупки позволит сделать рынок более эффективным, прозрачным, а также поддержит малые и средние предприятия.

Евгений Кравченко: предлагаемая нами схема — это решение, в котором абсолютно все участники процесса могут получить выгоду
© BFM.RU

Практически любая тема сегодня начинается с обсуждения проблем, связанных с пандемией. Давайте поговорим о закупочной деятельности и о кризисе неплатежей. Малый и средний бизнес, выполняя госзаказы и до коронавируса, часто долго не мог получить оплату за выполненные работы. Как на ситуацию повлияла пандемия?

Евгений Кравченко:

В условиях пандемии роль государства только возрастает. Сегодня в России около 30% ВВП составляют госзакупки. Однако не каждая компания может позволить себе в них участвовать. Одна из проблем, с которой столкнулся бизнес, и эта проблема во время пандемии стала еще более острой — это неплатежи. Ситуация в экономике повысила риски, что поставило под угрозу существование игроков разного уровня. Почти 20% компаний сталкиваются с существенной задержкой платежей. Каждая восьмая компания вынуждена по этой причине обращаться в суд. Мы посмотрели все платежи в Сбербанке с 2017 года и увидели, что средний срок просрочки по контрактам, которые предполагают предпоставку, — 31 день, что колоссально для любой, практически, компании. Треть дебиторской задолженности в стране просрочена. В судах находятся более миллиона обращений о ненадлежащем исполнении договоров.

С прошлого года в профессиональном сообществе обсуждается возможность применения в работе с госзаказами эскроу-счетов. В чем суть предложения, и почему в госзакупках это должно сработать так же хорошо, как в строительной отрасли?

Евгений Кравченко:

С данной инициативой выступил Борис Юрьевич Титов — уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей. Предлагается встроить в госзакупки рыночный инструмент — аккредитив или эскроу-счет. Это будет означать, что банки гарантируют поставщикам своевременную оплату, а также исключают риск оплаты до выполнения обязательств для заказчиков. Таким образом, банки защищают как заказчика, так и исполнителя. Профессиональное сообщество поддерживает эту инициативу. Сегодня при неисполнении обязательств по контракту предусмотрена административная ответственность. Прокуратурой заведено более 15 тысяч дел, причем, как административных, так и уголовных.

Но это помогает? Это работает?

Евгений Кравченко:

Анализ ситуации показывает, что этого недостаточно. Как я и говорил, треть дебиторской задолженности все равно просрочена. Поэтому и нарушения продолжаются.

У рынка есть свои предложения по тому, как это наладить «естественным» способом?

Евгений Кравченко:

Совершенно верно, можно встроить банки в процесс госзакупок, что позволит улучшить и ситуацию с финансированием, как для заказчиков, так и для поставщиков. Например, в сегодняшней ситуации с пандемией, государство, субсидируя ставки по кредитам бизнесу, несет прямые расходы. Если будет использоваться предлагаемый рыночный механизм, мы сможем не только минимизировать расходы со стороны государства, но и также сгенерировать дополнительный доход от остатков, которые находятся на счетах покрытия эскроу или на аккредитивных счетах.

Как данный механизм функционировал в строительстве?

Евгений Кравченко:

Эта реформа строительной области была направлена на решение проблемы обманутых дольщиков и на повышение безопасности вложений средств граждан в строительство жилья. С момента внедрения эскроу-счетов, объемы выданной ипотеки выросли, люди стали чаще покупать квартиры, потому что уверены, что они построятся. Эскроу-счета начали применяться застройщиками, и сегодня примерно половина застройщиков уже продает квартиры через эскроу. Более 850 тысяч квартир строится за счет этого механизма. Это означает, что практически миллион семей получат свои квартиры без риска. Инструмент работает.

Идея выглядит вполне логичной, но что пока мешает ее внедрению? Какие еще аргументы

«за» вы можете привести?

Евгений Кравченко:

Процесс государственного регулирования достаточно трудоемкий. У государства нет возможности эффективно взаимодействовать с каждым клиентом. У банков же есть вся необходимая инфраструктура и уже работающие механизмы, которые позволят обеспечить как контроль, так и своевременность оплаты.

Банковский инструмент позволит делать эти отношения более гибкими

.

Что говорят непосредственные участники рынка: профильные бизнес-объединения, и, самое главное, заказчики — госкорпорации. Им это это выгодно?

Евгений Кравченко:

Мы обсуждаем эту инициативу с коллегами, с крупнейшими банками, ассоциациями, постоянно прорабатываем этот вопрос. В целом, получаем позитивную оценку от коллег. Со стороны заказчиков — ситуация двоякая. Еще не все понимают, как работает аккредитив или эскроу-счет. Есть какая-то боязнь, но такая схема сотрудничества бизнеса с государством способна приносить заказчикам дополнительный доход и другие дополнительные выгоды. Поэтому я думаю, что как только заказчики разберутся, — они также будут полноценно приветствовать эту инициативу. Мы понимаем, что сегодня для них нет ничего лучше, чем оплатить по своему контракту после того, как все обязательства контрагент исполнил. Более того, ситуация показывает, что сегодня заказчики могут и не платить, и существующие задержки это подтверждают. Но мы считаем, что рынок выиграет, если будут внедрены банковские инструменты в закупочную деятельность. Основные преимущества для заказчиков — это возможность получать дополнительный доход от остатков, которые находятся на счетах. Если у заказчиков нет собственных денег в полном объеме, банк может предоставить финансирование для оплаты данного контракта. Банк в этих сделках является гарантом исполнения условий поставщиком. Если поставщик не выполнит свои обязательства в должном объеме, банк не заплатит ему. Также у заказчиков отсутствует необходимость контролировать сроки выполнения контракта. Это ложится в банковский инструмент. За счет этого появляется возможность снизить стоимость договора, потому что поставщик может перейти на лучшие условия финансирования. И также, что очень важно, особенно для тех, кто работает с бюджетными средствами, — при переходе на следующий бюджетный год, средства на счетах эскроу и аккредитивах не сгорают. Отсутствует необходимость быстро потратить деньги в этом году. Вы можете в этом году войти в сделку, но исполнение обязательств может переходить через календартный год и, соответственно, расчеты могут идти в следующем году за счет денег, полученных из бюджета в прошлом. Мы считаем, что это приведет к тому, что на рынке появится больше поставщиков, которые смогут работать с госзаказом, соответственно, конкуренция возрастет. А все мы знаем, что повышение конкуренции ведет к повышению качества и снижению цены контракта. И на рынке уже есть успешные примеры.

А что еще получает заказчик?

Евгений Кравченко:

Для заказчиков существует целый ряд преимуществ. Можно поговорить о наличии собственных средств для финансирования проекта. Если у заказчика есть деньги в достаточном объеме, то положив их на банковский счет — на эскроу-счет или аккредитивный счет — эти деньги могут создавать дополнительный доход, который, по условиям контракта, или в зависимости от отношений между заказчиком и исполнителем, можно перераспределять как в сторону, заказчика так и в сторону исполнителя. Может быть дополнительное снижение процентной ставки по кредиту, выданному исполнителю или получение дополнительного депозитного дохода. Встраивание банка в такие сделки позволяет давать дополнительный рычаг. Представьте, у вас по условиям контракта заказчик должен заплатить исполнителю, например, — через шесть месяцев после исполнения обязательств. Банк же может заплатить сразу же после исполнения обязательств и предоставить шестимесячную отсрочку заказчику. Это ситуация, которая позволяет и исполнителю получить деньги раньше и заказчику расстаться со своими деньгами тогда, когда ему будет комфортно. Банки добавляют гибкость в сделку и в отношения заказчика и поставщика.

В госсекторе есть вечная проблема конца года, когда деньги нужно к концу году обязательно освоить, чтобы в следующем году получить хотя бы не меньше. Как введение эскроу-счетов и аккредитивов решает проблему конца бюджетного года?

Евгений Кравченко:

Очень важное преимущество эскроу-счетов и аккредитивов, — деньги, которые находятся на этих счетах не сгорают по истечении календарного бюджетного года, а значит, позволяют заказчику более эффективно управлять своим бюджетом. Есть типичный пример из жизни России. Все мы видели как у нас зимой асфальт заказывают в снег. Одна из причин, почему так происходит, — деньги на ремонт дорог успевают выделить только к осени. Это также одна из причин того, почему дороги ремонтируют зимой. И таких примеров масса. Эскроу не дает этим деньгам сгореть, поэтому заказчики могут, разместив их на счете покрытия, выполнять работу без должной спешки. А мы же знаем формулу: не бывает дешево, быстро и хорошо, бывает только два параметра. Что-то должно пострадать. Поэтому, мы верим, что использование этого инструмента позволит сделать, может быть не так быстро, но качественно. И так, чтобы все участники рынка были довольны

Все ли банки должны быть допущены к операциям с эскроу-счетами и аккредитивами?

Евгений Кравченко:

Определить критерии допуска к данному процессу — задача регулятора. Мы считаем, что чем больше рыночных игроков, тем выше конкуренция. И поэтому все надежные банки должны иметь возможность участвовать в этом процессе.

Если вернуться опять к эскроу-счетам в строительстве. Сколько банков допущены к операциям?

Евгений Кравченко:

Если я правильно помню, Банк России допустил 94 банка, но из них пока работает порядка 35. Чуть больше 30 банков уже финансирует проекты застройщиков, но, самое главное, — механизм работает. Покупатель ему доверяет, рынок выбирает, с каким банком ему работать, какие сервисы банки предлагают застройщикам и покупателям. И, в принципе, это обычная процедура, когда Банк России — регулятор — пытается минимизировать риски

и избежать проблем для рынка. Поэтому Центральным банком утверждается список участников, которые смогут работать с эскроу.

По каким критериям Центробанк должен выбирать банки для работы в системе госзакупок?

Евгений Кравченко:

В первую очередь, — надежность, клиентская база банков и качество сервиса, который банк может предоставить, потому что задача банков в этой инициативе — не только вовремя осуществить платеж, но и сделать для государственных компаний качественный сервис.

На какой стадии сейчас находится эта инициатива? Каковы шансы, что она будет одобрена?

Евгений Кравченко:

Есть две ветви работы. Первая — по государственным муниципальным закупкам, которые происходят в рамках 44-ФЗ. Мы подготовили необходимые изменения в законодательство, разработали поправки и обсуждаем это с профильными министерствами, ведомствами, игроками рынка. Это еще займет какое-то время. По закупкам государственных компаний, которые идут в рамках 223-ФЗ, ситуация проще, потому что изменения в законодательство не требуется. Мы уже обсуждаем некоторое время эту инициативу с профессиональным сообществом, с Центробанком, проводим пилоты в разных регионах. И ряд компании уже начали внедрять аккредитивы и эскроу в свои закупки. Предлагаемая нами схема предоставляет решение, в котором абсолютно все участники процесса могут получить выгоду. Контроль исполнения контрактов со стороны банка позволяет внедрить понятный рыночный механизм взаимодействия заказчиков и бизнеса и минимизировать риски. Я абсолютно уверен, что это позволит сделать рынок более эффективным и прозрачным, а также поддержит малые и средние предприятия, активность которых является индикатором здоровья экономики. Ведь, как мы говорили, практически треть ВВП России сегодня приходится на государственный заказ. И важно допустить большее количество игроков госзакупкам, а у нас есть инструмент который позволит их защитить.