Татарстанским дорожникам могут "порезать" авансы до минимальных 10%

С принятием в декабре программы дорожных работ на 2021 год татарстанским подрядчикам могут сократить фондирование

Татарстанским дорожникам могут "порезать" авансы до минимальных 10%
© Реальное время

К концу декабря ГКУ "Главтатдортранс" и ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" начнут размещать тендеры на ремонт региональных и федеральных дорог на 2021 год. Предварительная стоимость дорожных работ в Татарстане оценивается в 26 млрд рублей. Однако ключевой вопрос отборочной компании, как выяснило "Реальное время", заключается в возможных изменениях условий — вводить ли повсеместно 10 процентное авансирование с укрупнением дорожных лотов или сохранить комфортный для подрядчиков бюджетный аванс в 30% от стоимости госконтракта. Небольшие игроки полагают, что переход на минимальный аванс ограничит им доступ к дорожным торгам, а победителями в предстоящей компании станут лишь крупные старейшие участники рынка с накопленными капиталом. Но и те "пугаются" секвестра авансов.

С минимальным авансом, но с максимальным лотом

К концу декабря правительство Татарстана подготовит программу дорожных работ на 2021 год, в которой могут поменяться и правила закупочной компании при отборе генеральных подрядчиков. Как утверждают источники, одним из наиболее ощутимых и болезненных новшеств может стать введение заказчиком 10% аванса вместо 30% по большинству государственных контрактов, но с одновременным продлением срока и объема дорожных работ.

Так, значительная часть лотов будет разыгрываться под ремонт большего, чем прежде, отрезка дороги, а значит потребуется не один год для работы как раньше, а 2—2,5 года на полное завершение работ по контракту. Соответственно, начальные стартовые цены на торгах увеличатся пропорционально объему.

Если "годичные" контракты до сих пор разыгрывались в широком ценовом диапазоне от 50 до 400 млн рублей и обеспечивались 30% бюджетным авансированием, то с переходом на контракты длительного цикла закладывается аванс в 10%. Этот размер считается минимальным авансом, а максимальным — аванс в 30%, пояснил "Реальному времени" представитель регионального госзаказчика. Подобный подход заметно облегчит нагрузку на региональный бюджет, который и так испытывает серьезный дефицит, считает собеседник издания.

Фарид Ханифов сообщил, что бюджет следующего года наполнен объектами на 26 млрд рублей. Фото: tatarstan.ru

Торги по отбору генеральных подрядчиков будут объявлены после того, как премьер-министр республики Алексей Песошин утвердит дорожную программу в конце декабря. В окончательном виде она еще не готова: остается месяц для полной загрузки.

Однако предварительные контуры программы недавно обрисовал новый министр транспорта и дорожного строительства РТ Фарид Ханифов. На брифинге в кабмине он сообщил, что бюджет следующего года наполнен объектами на 26 млрд рублей, признав, что он отстает от дорожной программы 2020 года. В этом году дорожники провели работ на 38 млрд рублей, уточнил он.

— Есть небольшая разница. Будем работать над федеральной составляющей, — пообещал глава Минтранса РТ. — При этом расходы на содержание и ремонт автомобильных средства не уменьшаются, а суммы уточняются.

Как уже сообщалось, на эти цели в будущем году будет выделено 5,2 млрд рублей против 4,9 млрд рублей в этом году.

Наиболее крупный контракт стоимостью в 1,95 млрд рублей выиграло ОАО "Каздорстрой" в августе этого года. Фото: Олег Тихонов

"Каздорстрой" погнали за кредитами

Курс на контракты длительного цикла был опробован ГКУ "Главтатдортранс" в этом году. Тогда госзаказчик разыграл первую серию тендеров сроком действия в 2,5 года, заключив договор с условием 10% авансирования дорожных работ.

Наиболее крупный контракт стоимостью в 1,95 млрд рублей выиграло ОАО "Каздорстрой" в августе этого года. Подрядчик взялся за реконструкцию автодороги Казань-Шемордан на участке 16+200 км — 21-977км в Пестречинском районе Татарстана. Финансирование разделили на три транша: 400 млн рублей должно поступить после сдачи работ в 2020 году, 500 млн рублей — в 2021 и 1,055 млрд рублей — в июне 2022 года. Аванс составил 10% вместо привычных 30% от стоимости контракта.

Генеральный директор компании "Каздорстрой" Ильдар Ярулин рассказал "Реальному времени", что стартовые деньги недостаточны для запуска работ, так как аванс обычно тратится на закупку дорожно-строительных материалов.

— Подписали контракт, а потом оказалось, что аванс в 10%, — признался Яруллин.

По его словам, пришлось привлекать банковский кредит для проведения работ, что привело к увеличению долговой нагрузки. По данным бухгалтерской службы "Каздорстроя", котловой метод учета выручки не дает возможности вычленить конкретную нагрузку, так как в обороте находятся контракты с авансом в 30% и в 10%.

— В целом, кредитная нагрузка за год выросла на 22-25%, — сообщили в "Каздорстрое".

Первые ласточки "легких" по авансам контрактов на 2021 год разыграли в конце ноября. "Главтатдортранс" объявил торги на содержание региональных дорог общей сложностью в 1 млрд рублей. Победителем во всех трех лотах стал "Татавтодор", который и подписал контракты с авансом в 10%.

Под аванс в 10% подписался и генподрядчик проекта "Большое Казанское кольцо" строительная компания "Волгодорстрой". Фото mindortrans.tatarstan.ru

Что такое аванс в 1%?

Но есть и гораздо худшие условия. До этого дорожно-строительная компания "Вираж" выиграла скромный тендер на капремонт автодороги "Каратун-Черемшан — Большое Подберезье" в Апастовском районе Татарстана. Трехлетний контракт стоимостью в 142 млн рублей не обеспечен авансом, следует из материалов госзакупки. Финансирование разбито на три года — до 2022 года. Причем, самая большая сумма приходится не на первый год, как было бы логично, а на последний 2022 год.

С символическим авансом в 1% госзаказы выставляли муниципалитеты. Так, исполком Агрызского района заключил контракт на ремонт местной дороги с ООО "Брус". Правда, и стоимость работ символическая — 22 млн рублей.

Под аванс в 10% подписался и генподрядчик проекта "Большое Казанское кольцо" строительная компания "Волгодорстрой", следует из материалов госзакупки. Правда, исходная стоимость контракта в 2,366 млрд рублей облегчает его положение.

Но есть среди "генералов больших дорог" исключения. Так, "Алексеевскдорстрой" семьи депутата Госсовета РТ Фоата Валиева сумел собрать весь портфель госзаказов на 2020-2023 годы общей суммой 2,4 млрд рублей с комфортным 30% авансом.

Пандемия вернет 30% дорожникам?

В предстоящей закупочной сессии ГКУ "Главтатдортранс" собирается заимствовать федеральные стандарты финансирования работ. Им следует ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" при заключении контрактов на ремонт дорог.

Глава управления Ильдар Мингазов подтвердил "Реальному времени", что большая часть дорожных подрядчиков обеспечивалась минимальными авансами. Так, "Татнефтедор" взялся в этом году за ремонт участка на трассе Р-239 "Казань-Оренбург" за 319 млн рублей с минимальным авансированием. Зато "Алекссевскдорстрой", выигравший право на строительство трассы к аэропорту "Казань" за 3,7 млрд рублей, заключил с максимальный авансом.

— Это право заказчика определять величину — 10% или 30%, — пояснил Ильдар Мингазов. — В связи с пандемией обсуждается вопрос поддержки дорожной отрасли, поэтому может что-то изменится.

ФАС против укрупнения лотов

Как показал анализ госконтрактов по выбору подрядчиков на ремонт и строительство дорог в Татарстане на 2020-2021 годы, основные заказчики — "Главтатдортранс" и ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" укрупнили лоты и сроки работ. Не усложняет доступ к госконтрактам субъектам МСБ снижение аванса до минимальных 10% и менее, ведь у таких небольших игроков нет возможности участвовать в конкурсе из-за отсутствия достаточных собственных средств? В УФАС по Татарстану сообщили, что вопрос незаконного укрупнения лотов всегда находится в зоне внимания службы:

"Контроль за такими фактами осуществляется как во время проверок, проводимых антимонопольным органом, так и при рассмотрении поступивших жалоб. В 2020 году в сфере дорожного строительства в Татарстанское УФАС России поступило 45 обращений, проведено 7 внеплановых проверок. В 29-ти случаях выявлены нарушения, выдано 13 предписаний об их устранении.

В УФАС по Татарстану сообщили, что вопрос незаконного укрупнения лотов всегда находится в зоне внимания службы. Фото Романа Хасаева

В случае незаконного укрупнения лотов такие аукционы приводят к ограничению конкуренции: субъекты МСП, не обладая большими финансовыми возможностями, не могут предоставить необходимое обеспечение исполнения контракта, которое может достигать до 30% от начальной (максимальной) цены.

Свидетельством укрупнения лота может служить разнородность требуемых работ. Например, когда в один лот включены дорожные работы и работы по капитальному ремонту какого-то объекта, функционально друг с другом не связанные.

Вместе с тем у заказчиков в соответствии с законодательством (часть 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ) есть обязанность осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком".

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент", считает что снижение авансов в дорожных торгах не связано с дефицитом региональных бюджетов. Здесь, скорее, следует говорить о том, что заказчики намерены изменить схему финансирования и оплачивать уже выполненные работы, а не платить деньги вперёд, полагает он:

— Если бы проблема состояла в объёме средств, выделяемых на дорожное строительство, тогда был бы меньше объём заказов на эти цели, но об этом не сообщалось. Укрупнение лотов может происходить в первую очередь для того, чтобы повысить ответственность исполнителей, сдавать в эксплуатацию протяжённые участки дорог и больше объектов дорожной инфраструктуры. Вряд ли заказчикам интересно поручить 10 подрядчикам строить по 1 километру дороги каждому — скорее всего, это будут 10 разных участков одной дороги. Заказчикам проще заказать строительство 10 километров дороги у одной крупной компании, у которой эти 10 километров будут одинаковыми на всём протяжении.

По мнению эксперта, увеличение сроков работ тоже позволит увеличить объёмы дорожного строительства и сохранить технологии, так как строители не будут торопиться. Что касается компаний МСБ, то они могут продолжить участие в строительстве дорог в республике, но уже как субподрядчики, считает он. "Отвечать за их работу будет уже генподрядчик — компания, с которой заказчики заключили соглашение на строительство протяженного участка дороги. Заказчики избавляются от необходимости взаимодействовать с десятками компаний, а если генподрядчик считает, что ему такие субподрядчики необходимы, то он может их нанять, но и контролировать их и отвечать за исполнение контракта будет он" — заключил собеседник издания.