В Уфе обсудили проблемы развития товаропроводящих каналов

Президент ассоциации ОРЦ Сергей Лисовский критично оценил уровень развития товаропроводящих каналов, заметив, что они надежно налажены только у крупного ритейла. Между тем оптово-распределительные центры крайне необходимы тем, кто производит средние и малые партии продовольственных товаров, не попадающие напрямую в торговые сети.

В Уфе обсудили проблемы развития товаропроводящих каналов
© Российская Газета

- ОРЦ могут обеспечить доступ среднего и малого бизнеса, работающего в сфере АПК, к потребителю в достойном качестве и по достойной цене, - подчеркнул Сергей Лисовский. - Многие путают ОРЦ с холодильниками и любой холодильник называют оптово-распределительным центром. Это дискредитирует самую идею. Два года государство предоставляло субсидии на строительство ОРЦ, но их получали в основном на строительство складов с холодом, а не на создание аграрной логистики. После этого правительство отказалось от субсидирования.

Пока все, кто пытается играть на этом рынке, совершают различные ошибки. Среди них, например, строительство крупных распределительных центров без анализа рынка товаров и потребления. Так, в Новосибирске построено четыре оптово-распределительных центра, и один из них - на 150 тысяч квадратных метров, что много даже для Москвы. Это приведет к недозагрузке площадей.

Но если действовать с учетом мирового и особенно европейского опыта, то можно получить хороший сектор экономики.

Создание подобной системы, считает Сергей Лисовский, должно начинаться с серьезного участия государства, чтобы не допускать манипулирования рынком частным монополистом. Ведь это приведет к росту цен, ущемлению интересов как производителей, так и потребителей.

- ОРЦ - сложный, социальный бизнес, требующий жесткого государственного регулирования, но если соблюсти достаточно простые правила, это даст возможность для России и стран содружества производить больше товаров, сохранять их и экспортировать, - резюмировал Сергей Лисовский.

Исполнительный директор компании "Полюс" Хорват Ласло согласен с тем, что на первоначальной стадии осуществления подобных проектов государственное регулирование играет большую роль.

- Оптово-распределительный центр - важный проводник между производителями и потребителями, исключающий ненужных посредников. Важная задача ОРЦ - обслуживание мелкого и среднего бизнеса, - подчеркнул эксперт.

Однако, по словам руководителя центра отраслевой экономики научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ Ирины Рыковой, в России все ОРЦ находятся в стадии инициирования, но не реализации. Она объяснила это тем, что с 2014 года, когда разрабатывалась схема их размещения, у различных министерств и ведомств были собственные концепции и стратегии развития этих объектов. Единой позиции по этому вопросу до сих пор нет ни в России, ни в Евразийском экономическом союзе.

- Изначально задачами ОРЦ была консолидация партий сельхозпродукции, ее выращивание по стандартам ОРЦ и гарантия сбыта, - напомнила Ирина Рыкова. - Сельхотоваропроизводители постоянно говорят, что произведут все, что угодно, лишь бы был сбыт. Так вот задача была увязать все субъекты Российской Федерации между собой, чтобы был запрос на продукцию и гарантированный сбыт. Следующая задача для российский ОРЦ - легализировать денежные потоки, вывести их и тени.

Она призвала вернуться к пересмотру схемы размещения ОРЦ, но только с выходом на Китай, Среднюю Азию, страны Евразийского экономического союза и представить ее как новую идеологию.

Исполнительный директор национальной ассоциации ОРЦ Владимир Лищук рассказал, что в товарособирающую сеть могут вписаться такие страны, как Таджикистан, Узбекистан и Киргызстан и, конечно, Казахстан, где собираются построить 24 ОРЦ. Возможно также взаимодействие с фермерами Беларуси.

ОРЦ станут хабами, через которые будут идти потоки как экспорта, так и импорта. Они должны создаваться сначала стратегически. Один из них может появиться в Республике Башкортостан. Как отметил министр торговли и услуг РБ Алексей Гусев, регион имеет выгодное географическое положение - по его территории проходят три федеральные трассы, что выгодно с точки зрения логистики. В радиусе 500 километров расположены шесть 6 городов-миллионников, проживает 22 миллиона человек. Это конечные потребители, то есть гарантированный рынок сбыта.

Что касается самой республики, то, учитывая что 40 процентов населения проживает в сельской местности, ОРЦ необходимо создавать не около крупных городов, а по всей территории. При этом они должны быть разноформатными, так как в Башкортостане есть федеральные и региональные сети - всего 25 тысяч точек торговли различного формата.

И все сети жалуются на отсутствие качественной услуги по предоставлению складской, транспортной логистики.

- По обороту розничной торговли республика находится на 8 месте среди субъектов Российской Федерации, а по оптовому товарообороту - на 16-м. Оборот оптовой торговли зависит от развития системы ОРЦ. Внешний товарооборот напрямую коррелирует с количеством квадратных метров построенных складских площадей. У нас есть дефицит предприятий транспортной, комплектовочной, складской логистики. Объем потребностей оценивается приблизительно в 500 тысяч квадратных метров, - сообщил Алексей Гусев. - Что касается внешней торговли, то мы активно прорабатываем систему строительства бондовых зон - это таможенные склады, которые позволяют нести затраты на уплату пошлин в момент реализации продукции, находящихся на складе. Это подспорье для развития трансграничной торговли.