За год экспозиция вторичного жилья в отдельных районах столицы сократилась до 48%

В сравнении с концом 2019 года объем предложения на вторичном рынке жилья «старой» Москвы сократился на 14,3%. При этом в масс-маркете уменьшение экспозиции за отчетный период составило 30%. Таким образом, к концу нынешнего года во вторичном сегменте жилья сформировался серьезный дефицит ликвидного предложения, сообщает компания «Инком-Недвижимость».

За год экспозиция вторичного жилья в отдельных районах столицы сократилась до 48%
© Мир квартир

Фото: wikimapia.org

Одна из основных причин этого – повышенная активность покупателей, наблюдавшаяся в нынешнем году, в особенности после окончания периода всеобщей самоизоляции, из-за чего квартиры начали все быстрее уходить с рынка. Для сравнения – по статистике компании, средний срок экспозиции объектов на вторичном рынке столицы в декабре 2019 года был равен 67 дням, к нынешнему моменту он снизился до 48 дней. Более того, сейчас данный показатель находится на минимальном уровне за все время систематических наблюдений за сроками экспозиции (с осени 2012 года).

Кроме того, в условиях высокого спроса продавцы гораздо менее склонны к тому, чтобы предоставлять покупателям скидки. Аналитики компании подсчитали, что с декабря прошлого года доля сделок с дисконтом на вторичном рынке сократилась с 81% до 60%, средний размер скидки – с 6,3% до 4,1%. А объем сделок с превышением первоначальной цены предложения, установленной продавцом, за отчетный период, наоборот, увеличился – с 6% до 21% (также рекордное значение для «вторички»).

При этом специалисты выделяют и другие факторы, повлиявшие на сокращение экспозиции. Комментирует Михаил Куликов, директор департамента вторичного рынка компании: «В силу определенных обстоятельств некоторые собственники квартир порой сами снимают свой объект с продажи или откладывают выход на рынок. Это, во-первых, те люди, которые рассчитывают на дальнейшее увеличения цен на недвижимость и, соответственно, более выгодные условия для ее реализации. Однако непрофессионалам обычно крайне сложно заключить сделку на пике роста цен, поэтому в таких случаях продавцы, наоборот, часто упускают подходящий момент.

Во-вторых, собственникам, которые после продажи планируют приобрести другое жилье, сейчас крайне сложно подобрать альтернативу. Если же заняться вначале реализацией жилплощади, то стоимость подходящих альтернативных вариантов за время их поиска может вырасти. В-третьих, некоторые люди опасаются после продажи квартиры остаться с крупной суммой на руках. Ведь в случае дальнейшего ослабления рубля эти накопления начнут обесцениваться, а класть их в банк сейчас невыгодно из-за крайне низких ставок по вкладам. Кроме того, отдельно можно упомянуть тех потенциальных продавцов, которые приостанавливают свою деятельность на рынке из-за общей атмосферы неуверенности в завтрашнем дне и желания заключить сделку в более спокойных условиях».

В течение осени количество новых предложений постепенно уменьшалось: так, в сентябре в базу компании поступило 855 объектов (-18% к аналогичному месяцу 2019-го), в октябре – 801 объект (-27,6%), в ноябре – 739 объектов (-30,1%). В целом же за осень число таких лотов сократилось на 25,3% в сравнении с тем же периодом 2019 года.

Аналитики подготовили рейтинг районов старой Москвы, которые лидируют по темпам уменьшения экспозиции на «вторичке» за год. В рамках исследования они рассматривали те районы, где объем предложения в указанном сегменте составляет не менее 100 объектов.

Эксперты отмечают, что первые три позиции рейтинга занимают районы, относящиеся к одному административному округу, – СЗАО. Значительное сокращение предложения именно в этой локации специалисты компании объясняют, во-первых, высокой активностью покупателей – их привлекает то, что уровень цен здесь в среднем ниже, чем в соседних ЗАО и САО. Во-вторых, в СЗАО ограниченный объем предложения квартир в новостройках, как следствие, отток этих лотов лишь незначительно восполняет экспозицию во вторичном сегменте жилья.