Председатель облдумы рассказала,  получат ли дольщики квартиры

Валентина Гречина, прдседатель комитета по ЖКХ, жилищной политике и строительству Волгоградской областной думы рассказала, как отразилась пандемия на объемах жилищного строительства в регионе, сколько аварийных лифтов поменяют в ближайшие четыре года и почему два дома одного года постройки имеют колоссальную разницу в степени износа.

Председатель облдумы рассказала,  получат ли дольщики квартиры
© Вечерний Волгоград

Насколько сильно пострадала строительная отрасль в связи спандемией?

– 2020‑й был тяжелым для всех, но для строительной отрасли оказался таковым еще и потому, что в этот год происходил переход на проектное финансирование, на работу по эскроу-счетам, это тоже наложило свой отпечаток.

Конечно, строители испытывали и дефицит рабочей силы, в начале года мы наблюдали также снижение покупательского спроса. Кроме того, мы помним, что были закрыты и Росреестр, и МФЦ, и банки – люди просто не могли зарегистрировать сделки, да и боялись выходить из дома. Трудности у строителей есть и сегодня. Прежде всего это связано с удорожанием материалов, особенно металла.

Тем не менее нужно сказать огромное спасибо нашим строителям, потому что отрасль выстояла. И если говорить о показателях ввода жилья, то в 2020 году они оказались ничуть не ниже 2019‑го.

Очень важно, что не было остановлено финансирование ни одного проекта, которые выполняются с использованием средств бюджетов. Да, есть отдельные объекты, где темпы строительства замедлились. Но меры поддержки, которые были приняты правительством, особенно связанные с ипотечным кредитованием, очень сильно повысили спрос.

Ну и, конечно, целый ряд мер был принят на региональном уровне, в том числе по аренде земли, что позволило выйти на неплохие показатели несмотря на все трудности года.

Задел на долгие годы

Развитие жилищного строительства немыслимо без развития коммунальной инфраструктуры. Какой задел сделан в этом отношении? Назовите самые масштабные проекты в сфере ЖКХ, которые реализованы или находятся в процессе реализации в регионе?

– Очень хороший задел был сделан в 2017‑2018 годах, когда мы готовились к чемпионату мира по футболу. Основные объемы жилищного строительства приходятся на Волгоград, и именно здесь были сданы основные объекты – водозабор, водоочистные сооружения Краснооктябрьского района, которые позволили практически вдвое увеличить объем воды, подаваемой на шесть районов Волгограда. Также были выполнены работы по строительству разгуляевского коллектора в Дзержинском районе, что тоже позволило увеличить мощности и активно застраивать территории. Конечно же стоит упомянуть и строительство подводного дюкера к очистным сооружениям на острове Голодном. Это позволило не только повысить безопасность, но также увеличить мощности практически в два раза. Сегодня полным ходом идет строительство новой системы биологической очистки на Голодном. Все это позволяет уверенно развивать жилищное строительство.

Надо сказать также, что регион вместе с застройщиками активно участвует в программе «Стимул», которая реализуется Минстроем РФ. В 2020 году была подана заявка, а до этого, конечно, проведено серьезное проектирование, и впервые мы получаем деньги по этой программе не только на строительство школ, детских садов или дорог, что уже стало нам привычно, но и на строительство сетей водоснабжения и водоотведения в Советском районе Волгограда, в активно застраиваемом микрорайоне. Там финансирование около миллиарда рублей, что позволит и далее развивать эту территорию.

На карантин уходили целыми бригадами

Около 300 домов планировалось привести в порядок в рамках программы капремонта в 2020 году. Удалось ли выполнить этот план в полной мере? С 2021 года тариф на капремонт немного подрастет – до семи рублей с одной копейкой. В обосновании говорится о том, что это позволит нарастить объем работ. А есть ли для этого ресурсы? У нас хватает добросовестных подрядчиков, чтобы наращивать темпы?

– Если говорить о теме капремонта, здесь те же проблемы, что и в строительной отрасли. Подрядные организации, которые работают на домах, так же сталкивались с отсутствием работников, целые бригады уходили на карантин.

Были проблемы, связанные с тем, что люди просто боялись пускать кого‑либо в свои квартиры. И по целому ряду домов есть решение о переносе сроков по тем видам работ, которые требуют именно вхождения в квартиру. Но в целом уровень исполнения планов на 2020 год мы оцениваем на уровне 85‑90 процентов, и это хороший показатель.

Здесь не только строительно-монтажные работы. По отдельным домам проводились инженерные изыскания, потому что, до того как приступить к ремонту, нужно понять, в каком состоянии находится дом, может быть, имеет смысл вообще признать его аварийным.

По ряду домов программой была преду­смотрена замена лифтов – это важнейшая тема. И в свое время, когда речь зашла о повышении тарифа, в обосновании говорилось в том числе о том, что это позволит заменить большее количество подъемников. Перед региональным оператором, перед областным комитетом ЖКХ стоит задача – к 2025 году заменить более трех тысяч лифтов, которые выработали свой ресурс – 25 лет и более. Иначе они будут просто остановлены.

Интересный законопроект направлен в областную думу прокурором региона – об административной ответственности чиновников на местах за недостоверные сведения о состоянии жилфонда на подведомственной территории. На ваш взгляд, насколько это важная, актуальная инициатива и почему?

– У нас Жилищным кодексом предусмотрено изначально, что основанием для формирования программы являются сведения, которые предоставляются органами местного самоуправления. А вот уже порядок предоставления сведений определяется уполномоченным органом, который наделен региональным законодательством такими правами. И дальнейшая актуализация программы, внесение в нее изменений – все это делается как раз на основании результатов мониторинга, который должен проводить муниципалитет.

К сожалению, проводя проверки, прокуратура выявляла нарушения при предоставлении таких сведений. Если говорить о недобросовестности – то такие случаи единичны. В основном нарушения связаны с чем: устаревшая техническая документация, откуда берут данные муниципалитеты, потому что управляющие компании не выполняют свои функции в части ее актуализации. Вот и получается, что дома с одним и тем же годом ввода в эксплуатацию, а уровень износа у одного 50‑60 %, а у другого – 10 %, потому что никто изначально не актуализировал технический паспорт.

Если не принимать никаких мер, то будет сложно объяснить жителям, почему это происходит. Поэтому я думаю, что инициатива прокурора будет поддержана депутатами областной думы, мы уже обсудили, в том числе с представителями муниципалитетов, каким образом нам доработать приказ, процедуру мониторинга, чтобы все понимали, откуда и каким образом эти данные берутся и действительно мы имели реальные данные для корректировки программы.

Когда желание и возможности совпали

В последние годы в Волгоградской области успешно решается проблема обманутых дольщиков. Начиная с 2014 года в эксплуатацию введено около 80 долгостроев, ключи от квартир получили около семи тысяч человек. Скажите, что стало катализатором процесса? Ведь мы знаем, что проблема существует давно и люди безуспешно обивали пороги разных ведомств, а власть дистанцировалась, поскольку это сфера гражданско-правовых отношений, неподконтрольная чиновникам. Что изменилось и почему?

– Так получилось, что я в разных должностях занималась этой темой. И сказать, что власть дистанцировалась, я не могу. Просто полномочия у власти на различных этапах были неодинаковы. Изменилось федеральное законодательство, которое дало очень много прав регионам. Изменились возможности. До 2016‑2017 годов мы также проводили комиссии, встречались с застройщиками и с гражданами, но не было финансового подкрепления наших решений. Были только административные возможности – мы, как раньше говорили, «вызывали на ковер» и все.

Затем ситуация изменилась. Губернатор лично взял под контроль эту тему, появились возможности, изменились параметры регионального бюджета. Вы ведь знаете, с чем он столкнулся в 2014 году – нужно было, что называется, накопить возможности. Сегодня из областного бюджета выделяются сотни миллионов руб­лей. Я уже не говорю о стоимости земельных участков, которые предоставляются застройщикам как компенсация тех затрат, которые они несут при достройке проблемных объектов.

То есть как только федеральное законодательство позволило предоставлять земли, направлять на это средства, создавать региональные фонды по защите прав пострадавших граждан – участников долевого строительства, мы сразу воспользовались этими инструментами.

В этом году начали действовать новые правила для застройщиков: теперь они не могут получить деньги дольщиков, пока не сдадут объект – таким образом новых случаев обмана быть не должно. А когда мы сможем заселить в долгожданные квартиры всех, кто стал жертвой мошенников до того, как вступил в силу закон?

– Если говорить о достройке проблемных домов – то сегодня в реестре таковых 24, по большинству из них есть понимание, как и в какие сроки они будут достроены, достигнуты соглашения с федеральным фондом по достройке пяти домов, постановлением определен процент софинансирования: для региона это 14 %, 86 % средств выделяет федеральный центр. Это очень серьезные средства. Только на эти пять домов требуется порядка миллиарда рублей.

Самый последний дом из реестра проблемных будет достроен у нас в 2023 году. Постараемся, конечно, и раньше, но не позднее. Такую задачу перед всей командой ставит губернатор. Так что, надеюсь, встречая 2024 год, мы эту тему забудем как страшный сон.

Михаил Костяев © Фото Сергея Григоренко, Кирилла Браги, Сергея Каширского.