Тайна мусорных инвестиций

Россия уже третий год живет в мусорной реформе, которую не пнул только ленивый. В ней стабильно только одно – рост тарифов. Например, нынешним летом в Свердловской области они увеличатся у всех трех регоператоров.

Тайна мусорных инвестиций
© Уралинформбюро

Мусор – пахнет, деньги – нет

С 1 июля 2021 года тариф компании "Рифей" составит 743,84 рубля за один кубометр отходов (сейчас – 720,16), у "ТБО "Экосервис" – 566,36 рубля (554,52), у "Спецавтобазы" – 597,35 рубля (579,82).

В связи с этим каждому проживающему в многоквартирном доме в Екатеринбурге придется ежемесячно отдавать 127,23 рубля (сейчас 123,50), в частном секторе – 155,90 рубля (151,33). Тарифы для Нижнего Тагила, соответственно – 125,70 рубля (121,70) и 141,32 рубля (136,83).

Любой дополнительный рубль с учетом четырехмиллионного населения области – это огромные средства. Тем временем свердловчанам рассказывают про то, какими замечательными будут мусорные заводы, строительство которых на "тарифные" деньги практически не видно, какие успехи операторы делают на поприще раздельного сбора мусора и так далее.

Как сообщил "Уралинформбюро" депутат свердловского Законодательного Собрания Александр Ивачев, для каждого регоператора объем инвестиций в тарифе Региональная энергетическая комиссия определяет индивидуально: "Инвестсоставляющая необходима, прежде всего, для строительства инфраструктуры, например, мусороперерабатывающих заводов".

Фото: Александр Ивачев/facebook.com

Никто не спорит – инвестиционные программы крайне важны. Ради мероприятий по современной переработке мусора и затевалась федеральная реформа. Как сообщили в пресс-службе РЭК, на 2021 год "Рифею" (зона Нижний Тагил) утверждено на ее реализацию 420,2 миллиона рублей, а "Спецавтобазе" (зона Екатеринбург) – 156,6 миллиона рублей.

В инвестиционной программе "Спецавтобазы" на 2020-2029 годы утверждается, что объем финансовых потребностей (в текущих ценах в 2020-2022) составит более 1,645 миллиарда рублей. Эти деньги, в частности, пойдут на возведение новой свалки (свалка – тоже за инвестиции) рядом с полигоном "Северный", который сейчас обслуживает всю екатеринбургскую агломерацию.

Ни РЭК, ни "Рифей", ни "Спецавтобаза" не отвечают прямо на вопрос о том, сколько средств из собранных с жителей Свердловской области реально тратится на инвестмероприятия.

Заместитель областного министра энергетики и ЖКХ Егор Свалов заявил "Уралинформбюро":

Министерство не контролирует инвестиционные программы, это - задача и компетенция РЭК".

Парадокс да и только! Комиссия уполномочена контролировать тарифы, но развитие коммунальной отрасли – это по логике не ее компетенция.

Егор Свалов

Значительная инвестиционная плата заложена лишь у "Рифея" – там она чуть ли не 40% от всего тарифа. У остальных операторов на уровне 2-3%", – утверждает депутат Ивачев.

Глава коммунального министерства Николай Смирнов два года назад рассказывал, что у "Рифея" из 845 рублей 87 копеек за кубический метр (на заре реформы были заложены заоблачные цифры, далее их срезали. – Прим. ред.) 323 рубля 21 копейка предусмотрено на инвестиции. Клиенты "Спецавтобазы" платили гораздо меньше – 1 рубль 97 копеек из собираемых 697 рублей 76 копеек. У "ТБО "Экосервис" такой графы в тарифе тогда не было совсем.

Из поступивших на запрос агентства данных РЭК следует, что инвестиционная составляющая относится к прибыли (!!!) предприятия, а, значит, тратить эти средства регоператоры могут по своему усмотрению. Главное правильно отчитаться "на бумажке" – отчеты поступают в комиссию каждый квартал, а также по итогам года.

Вот это да! Свердловчане ждут современную мусоропереработку, на которую с них по согласованию с РЭК уже собрали сотни миллионов рублей, а мусорщики озолотились с согласия РЭК и в ус не дуют! А, кстати, о каких успехах в мусорной реформе МинЖКХ отчитывается перед федеральными властями?

Двойная невыгода

Учитывая презумпцию невиновности, предположим, что инвестсоставляющая направляется собственниками и топ-менеджерами регоператоров не на покупку недвижимости и яхт. Но вопросов меньше не становится.

Одну из проблем на примере компании "Рифей" объяснил лидер общественного объединения "Экоправо" Андрей Волегов. По его словам, единый тариф регоператора для жителей разных муниципалитетов, которые он обслуживает – нонсенс.

"Получается, что жители всех городов Северной зоны скидываются на то, чтобы в Краснотурьинске был построен мусоросортировочный комплекс. Почему за это платят тагильчане, если никакого отношения к этой инфраструктуре они иметь не будут? На такие проекты должны скидываться те, кто будет ими пользоваться", – считает он.

Его возмущает тот факт, что регоператоры не прислушиваются к мнению общественности, выбирая, на что потратить инвестиционные средства. Например, в Нижнем Тагиле собираются построить мусоросортировочный завод.

Его стоимость – 2,7 миллиарда рублей. Тогда как мусороперерабатывающий объект обойдется в 1,4 миллиарда. Более того, завод передадут на баланс города, и в случае его убыточности деньги придется брать из налогов. Двойная невыгода получается", – подчеркнул Волегов.

Два года регоператоры собирают инвестиции, не показывая их тем, кто собственно платит – населению. Контроль за расходованием средств со стороны чиновников – призрачный. А кто даст гарантию, что мусорная компания не покинет рынок через год-два, оставив всех с носом?

Под рукой у МинЖКХ есть пример капремонта жилья. Жильцы многоквартирных домов раздельно платят за содержание жилья и собирают средства на капитальный ремонт. Так почему в "мусорке" не разделить два денежных потока, заблокировав вывод средств регоператором с инвестиционного счета на цели, не имеющие отношение к мусорной реформе?

Олег ЕСАУЛКОВ, Артем ПЕТРОВ