Эксперты: проблема киосков в России не решится мораторием на их снос

МОСКВА, 10 фев – РИА Недвижимость. Годовой мораторий на снос ларьков, киосков и других нестационарных торговых объектов (НТО) в России не способен решить проблемы этого сегмента уличной торговли, считают опрошенные РИА Недвижимость эксперты.

Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов заявил в среду о необходимости объявить в стране "амнистию" нестационарных торговых точек. По его словам, в стране нужно ввести годовой мораторий на демонтаж этих объектов, так как "нельзя удалять законно стоящие НТО под предлогом благоустройства, дорожных работ и других "благих дел", когда "истинная причина заключается в переделе рынка".

Генеральный директор Key Capital Сергей Камлюк называет заявление Титова "дешевым популизмом". "Доля этого сегмента на рынке стрит-ритейла мала, а бороться с проблемой нужно усилением экономики страны в целом и созданием лучших условий для предпринимательской деятельности", - полагает он.

Наиболее остро проблема с НТО стоит в городах с населением менее 1 миллиона человек, комментирует в свою очередь руководитель проектов направления "Недвижимость" группы компаний SRG Александра Болотникова. По ее словам, в регионах киоски и ларьки можно встретить как рядом с большинством остановок общественного транспорта, перекрестками с высоким пешеходным траффиком, так и в центральной части города. "Для жителей привычно покупать первоочередные товары в киосках и ларьках и в новинку искать табачный магазин или пекарню для простых покупок", - говорит она.

Болотникова уверена, что проблема таких объектов торговли не решится годовым мораторием на демонтаж, но оставит часть предпринимателей "на плаву". "При запрете на НТО часть точек переедет в ближайшие торговые центры и встроенные помещения на первых этажах жилых домов. Либо в привлекательных локациях будут построены павильоны, представляющие собой небольшие торговые объекты на несколько отделов для товаров разных категорий. Но часть предпринимателей обанкротится, учитывая арендные платежи и расходы, которые необходимо понести посредством переезда", - считает эксперт.

Стоимость аренды во временных павильонах не так высока, как в помещениях у метро с отдельным входом, напоминает директор департамента торговой недвижимости ILM Лариса Еремина. По ее словам, в этом формате уличной торговли есть свои преимущества, а доля данного сегмента, например, в стрит-ритейле Москвы сегодня составляет порядка 20%, и все они работают законно, то есть с имеющимся договором аренды, и располагаются, в основном, на вокзалах и скверах.