Названы причины, почему петербуржцы не хотят уезжать из коммуналок

Величественные доходные дома в центре города, чарующие парадные с каминами, позолотой лепниной, широкие лестницы и массивные двери, ведущие... в самые невзрачные коммуналки с чудовищными условиями для жизни. Санкт-Петербург называют коммунальной столицей России, в городе, по данном Смольного, в 2021 году остаются не расселенными 65 тысяч коммунальных квартир. Каждый 11-й житель Петербурга проживает в коммуналке, несмотря на то, что в 2008 году власти запустили программу «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» для улучшения жилищных условий горожан.

Названы причины, почему петербуржцы не хотят уезжать из коммуналок
© Слово и Дело

В результате программы, 117 тысяч семей выехали из коммунальных квартир и получили отдельное жилье. До 2021 года это было сделать довольно просто: встать на учет, получить субсидию на расселение от государства (компенсация в размере 40% за квадратный метр в будущей квартире), получить дополнительную льготу от другой госпрограммы «Молодая семья», продать комнату в коммуналке и на вырученные деньги купить квартиру в спальном районе.

Но даже тогда проблема коммуналок не решалась. Только треть жильцов коммунальных квартир встали в очередь на улучшение жилищных условий, хотя большинство таких жилищ соответствуют этому критерию.

Более того, не все собственники, а только отдельные жильцы пользовались этой программой, продавали только комнату, после чего в нее въезжали новые жильцы. Таким образом, коммуналки не расселялись. Заставить же всех жильцов одновременно и целиком продать квартиру не представлялось возможным. Кто-то не хотел переезжать из центра города в спальные районы, кто-то хотел получить больше денег за комнату, в результате чего вся квартира росла в цене и становилась неконкурентной на рынке недвижимости.

В 2021 году условия получения субсидии усложнились. Теперь собственники могут только вместе продать жилье, не дробя его на комнаты, также нельзя одновременно участвовать сразу в нескольких программах поддержки населения. При этом цены на недвижимость за последний год выросли, а накоплений у некоторых жителей коммуналок (особенно во время пандемии) не осталось вовсе.

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев рассказал, как принимались корректировки в программу расселения коммунальных квартир и по каким причинам ее масштабы не так велики, как хотелось бы администрации, в материале «Слово и Дело».

«Часть людей действительно хочет расселяться, но они не хотят делать этого на тех условиях, которые им предлагает администрация города. А город не может предложить им больше исходя из ограниченности бюджета и количества квартир, которые предстоит расселить», — объясняет Алексей Цивилев. — «Соответственно, если вкладывать больше бюджетных денег в расселение одной коммунальной квартиры, за год не получится расселить большое их количество».

Разделение коммунальных квартир идет и отдельно от городской программы. Если все жильцы смогут самостоятельно договориться о полном расселении жилья, они выставляют на продажу квартиру целиком. Либо выставляют по комнате, но предлагают выгодные условия покупки всех пяти-шести комнат одновременно. Такие квартиры в историческом центре даже с самым непригодным ремонтом оценивают в 10–15 миллионов рублей. И покупатели находятся.

«Что касается городской программы, важно учитывать желания людей. Многие не хотят уезжать из центра города в спальные районы, а вырученных за комнату средств даже с субсидией не хватит на отдельную квартиру в центре. Да, пусть человек живет в коммуналке, но для него важно ее расположение».

Некоторые люди поколениями живут в коммунальных квартирах в историческом центре, эти комнаты — их фамильная реликвия. Идея переехать в спальный район воспринимается ими негативно. По словам депутата, у петербуржцев есть внутренняя сегрегация: мол, если они переедут на окраины города, они будут жить уже не в Петербурге.

«Они живут в самом сердце города, это такой внутренний патриотизм. И это тоже важно учитывать».

В 2021 году в ЗАКСе обсуждались несовершенства программы и вносились корректировки. Правительство не устроил вариант, благодаря которому жители коммуналок получали субсидии из бюджетных средств и продавали квартиры, но в итоге на их места в комнаты въезжали новые люди и коммуналки не расселялись. Именно поэтому отдельные комнаты было решено исключить из программы, а квартиры должны теперь выставлять на продажу целиком.

Как минимум, усовершенствованная программа нацелена на задачи, которые в ней прописаны, и приводит к конкретному результату. Но опять же, не все в ней участвуют. Большинству людей, которые живут в коммуналках поколениями и не видели других условий, оставаться на месте вполне комфортно. Все также зависит от соседей.

«В свое время вместе с участковым мы ходили по коммунальный квартирам Адмиралтейского района. И там бывало просто коммунальное безумие. Когда соседи устраивали друг другу вакханалию, ограничивали пользование общественными местами, приводили в квартиру посторонних людей, в том числе на ПМЖ, нарушали границы остальных жильцов».

Некоторым жильцам везет с соседями. Каждый, по мере возможности, делает ремонт у себя в комнате, вместе они собирают средства для обновления мест общего пользования. Однако важно понимать, что в любой момент один из собственников может продать свою долю кому угодно и на его место вполне может переехать неприятный (а то и неадекватный) человек с плохими привычками или аллергией на уборку. То есть права одного человека заканчиваются там, где начинают действовать права другого.

Если собственники, живут бок о бок продолжительное время, они нормально сосуществуют и друг другу не мешают. В таком случае они не обращаются в органы и не встают очередь на субсидию. Они чувствуют себя в коммуналке комфортно.

«Вопрос — куда переехать. Однажды я помогал одной женщине в возрасте, которая живет в историческом центре, но в не самых комфортных условиях. Ей все говорили: "Переезжай, ты взамен этой квартиры можешь получить две в спальном районе". Она говорит: "Вот я всю жизнь смотрела на Неву из окна, и хочу остаток жизни наслаждаться этим видом".

Существует ленинградский, петербургский патриотизм — это не пустые слова. Для людей в возрасте особенно. Для них они принимают большее значение — они любят Петербург, любят свой район. И даже если здесь отсутствует ванная, если к ним подселяют дурных соседей, если здание окажется в аварийном состоянии — они не уедут. И дело даже не в деньгах, которые у них могут или не могут быть. Они пустили здесь корни.

Это интересно: Лидер коливинга TRIGLINKI осветил подробности жизни творческих людей в коммунах