Вся правда о продаже Товарного двора

Громкое событие в Екатеринбурге осталось под покровом тайны. 13 августа 2021 года на открытом аукционе ООО "Специализированный застройщик "Синара – Девелопмент" выкупило за 3,8 миллиарда рублей комплекс объектов СвЖД на территории бывшего грузового двора станции Екатеринбург – Товарный (в границах улиц Челюскинцев - Героев России - Беринга).

Вся правда о продаже Товарного двора
© Уралинформбюро

По сообщению ЕАН, в аукционной документации перечислены 63 объекта, общая площадь земель под ними составляет 17,5 гектара. Сейчас на территории находятся неиспользуемые капитальные постройки, железнодорожные пути и мосты.

Согласно условиям, победитель аукциона должен сохранить часть построек на площади 2 гектара, принадлежащих РЖД. Железнодорожники продолжат использование служебных гаражей, производственных и офисных зданий, а также здания столярного и кузнечного цехов, расположенных со стороны улицы Стрелочников. Остальная территория недалеко от железнодорожного вокзала уйдет под застройку жилыми домами и офисниками.

Аукцион со стартовой ценой 2,3 миллиарда рублей вызвал большой интерес у девелоперов. К участию в нем были допущены 4 участника. По данным инсайдеров, это могли быть "Синара Девелопмент", компания "Брусника", представитель тюменской компании "Страна Девелопмент" и один питерский застройщик.

Аукцион стартовал утром 12 августа. И, как узнало "Уралинформбюро", с самого начала процедуры "что-то пошло не так". Лишь один участник мог делать ценовые предложения, остальные неожиданно оказались в роли наблюдателей. Площадка РТС-Тендер не справлялась с торгами, порученными ей РЖД.

После протестов участников и заказчика ближе к вечеру четверга на площадке появилось сообщение – "В связи с техническими неполадками, произошедшими 12.08.2021 года во время проведения торгов на площадке РТС-Тендер по открытому аукциону № 2953/ОАЭ-СВЕРД/21, торги по данному аукциону переносятся на 13.08.2021 г. в 10 часов 00 минут московского времени (12 часов 00 минут местного времени)".

Стоит отметить, что данное уведомление на площадке было обозначено как "Рассмотрение заявок", что с формальной точки зрения выглядит некорректно. Есть ли в произошедшем некий умысел со стороны РТС-Тендер, могла узнать лишь РЖД. Но чудес на аукционных площадках "из ничего" не бывает. По косвенным сведениям, не заблокированным на первых торгах был участник, связываемый со "Страной". И если бы его конкуренты не были столь влиятельны, как "Синара", то скандал на площадке могли бы и замять, а тюменцы получили огромный товарный двор за стартовую цену. Но так не получилось.

Хотя половину участников ситуация все-таки выбила из седла - 13 августа торговались только два из четырех. По имеющимся сведениям - "Синара Девелопмент" и компания, связанная со "Страной Девелопмент". Кстати, этот тюменский застройщик, контролируемый Александром Гайдуковым, в 2020 году уже пытался зайти в Екатеринбург и начать строительство на месте нефтебазы "Газпрома" (переулок Базовый – Сибирский тракт), но власти города отказали в переводе данного участка под многоэтажную жилую застройку.

Судя по всему, "Синара" была реально заинтересована в покупке, что и сказалось на итоге. Тюменцы буквально гнали екатеринбуржцев по ценнику вверх. Полтора миллиарда рублей плюсом к стартовой цене может порадовать только продавца – для РЖД это был самый крупный объект недвижимости, проданный в 2021 году.

По сведениям 66.ру, на территории бывшего товарного двора можно возвести 100-120 тысяч квадратных метров жилья. При этом для удобства жителей надо строить социальные объекты. И как раз 1,5 миллиарда рублей это, по грубым прикидкам, школа на 1 000 мест и детсад на 500 малышей.

Нашлись бы такие средства у "Страна Девелопмент" или нет, ответить сложно. В открытом доступе нет информации о том, чтобы тюменский застройщик (на рынке с 2008 года) одновременно с жильем вводил школы, сады и больницы для жителей новостроек. А для мэрии Екатеринбурга итоги аукциона дадут повод для беспокойства – если тюменцы (а к ним можно отнести и компанию "Брусника") будут так взвинчивать цены на земельные участки, то с проблемой "резиновых школ" можно остаться очень надолго.